Воскресенье, 22 декабря 2024

Больше яблок, меньше лимонов!

Ирина Александрова легко находит общий язык с учениками.

Фото: Светланы ПРИЛЕЖАЕВОЙ

Педагогический стаж Ирины Александровны — 25 лет, в гимназии «Гармония» Великого Новгорода она работает уже 20 лет, и третий, личный, юбилей педагога также пришелся на нынешний год. Но дело, пожалуй, не в стаже и не в наградах, хотя они, безусловно, тоже важны. Самое главное: Ирина Александрова — по-настоящему любимый учитель и классный руководитель многих выпусков.

В 2023 году из 23 выпускников Александровой семь стали медалистами, 20 человек окончили школу без троек. Очень высокие результаты ребята показали на ЕГЭ по предметам, которые ведет этот педагог: в среднем 82 балла по русскому языку и 88 баллов по литературе. 100 баллов по литературе получила выпускница Настя Митрофанова. Но это — официальные цифры. А вот что осталось «за кадром» последнего звонка.

Ручка для ЕГЭ

— Как настроить ребят на успех? Я решила подарить им «счастливые ручки для ЕГЭ», — делится Ирина Александрова. — С пеналом, на котором было начертано важное «заклинание»: «Удачи на экзамене! Несомненно, ты его сдашь! Во-первых, ты молодец! Во-вторых, у тебя всё получится! В-третьих, ты всё знаешь!»

А после праздника последнего звонка Ирина Александровна подготовила и провела для ребят необычный квест — по коридорам и кабинетам гимназии. Выпускники искали записки с загадками, отвечали на вопросы. Например: где находится кабинет, в котором нечасто бывают гимназисты? Правильный ответ: кабинет директора. Самое сложное задание: «надпись на кабинете, в котором учат этому предмету, должна быть собрана из названий химических элементов. Это же слово является названием школьного предмета». Чтобы ответить, нужно вспомнить, как пишутся названия следующих химических элементов: неон, германий, сера, литий, водород, и переставить или убрать буквы. Не правда ли, очень трудная загадка? Но вот ответ: это english, школьный предмет и надпись на кабинете английского языка. Ну а понять, в каком кабинете работает Анворднаскела Анири, для учеников Ирины Александровны, конечно, не составило труда.

Педагог с помощью родителей своих выпускников подготовила ещё один уникальный подарок каждому из ребят. Это — книга, в которой собраны воспоминания учеников класса за семь лет, мнения о них директора, учителей и классного руководителя, цитаты, мемы. Раздел под названием «Тайные мысли классного руководителя» начинается такими словами: «Первая мысль: «Боже мой! Как их много! Шумные, маленькие, громкие! Как же я с ними справлюсь?..» Но это была только первая мысль, а дальше всё закрутилось, завертелось…»

Ирина Александрова — член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ, председатель региональной комиссии по проверке ЕГЭ по литературе и эксперт аналогичной комиссии по проверке ОГЭ по литературе, руководитель секции учебно-методического объединения учителей русского языка Новгородской области, консультант сетевого сообщества учителей русского языка Великого Новгорода. Среди её наград — знак «Отличник просвещения», Почётная грамота Министерства просвещения РФ, знак Новгородской области «Верность долгу и милосердие».

Читала тайком

Как начинался путь Ирины Александровой к любимой профессии?

— Стать учителем я решила ещё в раннем детстве, — рассказывает педагог. — Любимая игра с сестрой лет с шести была «в школу». И я сразу хотела быть учителем русского языка и литературы, потому что очень любила и люблю читать. Я читала даже под одеялом, потому что мама запрещала долго сидеть за книгой. Умудрялась читать и по дороге из школы домой! Чтобы написать сочинение по литературе, я шла в библиотеку, делала конспекты, выписки. Кстати, моя сестра, Светлана Александровна Крючкова, трудится 26 лет учителем и логопедом в школе в городе Пестово. Она в числе лучших логопедов нашей области, работает с особенными детьми. Мы с ней делали совместный проект «Дети дружат в Интернете». Мои ученики по видеосвязи играли с ребятами из пестовской школы в игры.

Вы проявляете творческий подход и к классному руководству. Как считаете, нужно ли классному руководителю быть ближе к своим подопечным?

— Классный руководитель, по моему мнению, — школьный помощник и друг мальчишек и девчонок. Он должен помочь ребятам полюбить школу, себя как ученика, научиться жить в коллективе. Этому способствуют совместные мероприятия. Акцент в своей деятельности я делаю на развитие у школьников любви к родному краю и своей стране. Мы часто ходим на экскурсии, в музеи, театры, кино, гуляем в парке, проходим квесты. Недавно уже для моего нового 5-го класса я разработала квест «В поисках новгородских медведей»: ребята бегали по кремлевскому парку, искали фигуры медведей, изучали информацию, связанную с районами Новгородской области, составляли карту.

Мы ведем переписку с учениками одной из школ Башкортостана. Пишем настоящие письма, рассказывая о нашем городе и о нас, отправляем их и ждём ответа.

Но самым главным я считаю наш проект «Дорогою добра». Уже со вторым выпуском школьников мы ездим в детский дом № 3, устраиваем для ребят праздники, показываем сказки. Я никого не заставляю, но едем мы полным составом. Делаем костюмы, декорации, подарки, учим роли. Эмоции, которые переживают дети, — непередаваемые. И с пестовскими ребятами мы играли в игры как раз в рамках этого проекта.

Ещё один секрет моих гармоничных отношений с учениками — общение с их родителями. Все мои безумные идеи они поддерживают! Мы вместе с родителями ездили на квест в село Медведь по следам событий, описанных в историческом романе «Надя-сан из села Медведь» Светланы Потаповой, вместе посещаем детский дом, экскурсии, мастер-классы. Дети с радостью проводят тематические праздники для мам и пап. Изюминка нашей гимназии — Дни родительского самоуправления, когда родители ведут уроки в классе своих детей.

И после окончания школы выпускники приходят в гости в гимназию и ко мне домой. Есть ребята, которые выбрали профессию педагога.

Что сделать, чтобы ребенок полюбил школу? Что бы вы посоветовали родителям перед началом учебного года?

— Чтобы дети шли в школу с радостью, необходимо сделать день 1 сентября праздником. Нужно создать ребёнку и себе соответствующее настроение. Это могут быть совместные сборы в школу: поход за новой одеждой и канцтоварами, выбор праздничного букета. Хотелось бы, чтобы в каждой семье была такая традиция, как праздничное чаепитие в кругу родных после первого учебного дня.

Если родители видят, что ребенок негативно относится к началу обучения, нужно поговорить с ним по душам. Спросить, что его пугает, чем он расстроен, рассказать позитивную историю из своей школьной жизни.

Есть отличный приём, помогающий увидеть проблему: нарисовать «древо ожиданий и опасений». На нарисованное на ватмане дерево дети и родители прикрепляют вырезанные из бумаги фрукты. На яблоках пишут свои ожидания, цели и задачи, связанные с новым учебным годом. А на лимонах — опасения и проблемы. В течение года, если «фрукты созрели» (ожидание реализовалось, а опасение — нет), их убирают. Это может стать отличной традицией и поможет снять негатив и тревогу всем членам семьи!

По итогам конкурса «Лучший учитель 2024 года» были определены 17 лучших учителей Новгородской области. Победителями федерального этапа стали четыре педагога, в том числе и Ирина Александрова.