Новгород. Январь 1944-го. Как это было...
«Горький вкус победы» — так называется новый фильм режиссёра-кинодокументалиста Аллы ОСИПОВОЙ по сценарию писателя Виктора СМИРНОВА. Это не первая совместная работа прекрасно известного новгородцам творческого союза. И о Великой Отечественной войне — тоже. На этом совпадения заканчиваются. Фильм не только посвящён 75-летию освобождения Новгорода — он восстанавливает полотно событий. Такой картины ещё не было.
В историю Великой Отечественной войны Новгородско-Лужская операция вошла как часть Ленинградско-Новгородской операции, одной из крупнейших. А крупнейшие, нравится это кому-то или нет, имеют общее название «Десять сталинских ударов». Здесь, на Северо-Западе, был первый такой удар — разрушивший кольцо блокады, отбросивший врага в Прибалтику. И началось это в январе 1944 года под Новгородом.
Впрочем, предоставим слово самим создателям.
Алла Осипова (А.О.):
— Фильм начинается не с боев и даже не с рассказа о подготовке к наступлению, а с Нюрнбергского процесса, после чего будет еще сюжет про суд над нацистскими преступниками в Новгороде. Современная молодежь, да и люди постарше, не очень хорошо знают историю Второй мировой войны. А надо четко осознавать хотя бы масштаб: 63 страны-участницы, 80% населения планеты. Всемирная катастрофа, в эпицентре которой оказалась наша страна. Мы говорим об оккупации, о тех ужасах, которые творились на этой земле. Чтобы каждому было понятно, что и почему надо было освобождать.
Виктор Смирнов (В.С.):
— Я чувствую ответственность своего поколения за сохранение памяти. Ведь поколение, идущее за нами, уже будет воспринимать войну по книгам и фильмам, увы, не всегда хорошим. Нам же рассказывали о войне отцы и деды. Мы знали в лицо выдающихся защитников Отечества. Мне, например, посчастливилось знать лично Якова Федотовича Павлова, Игоря Александровича Каберова, Ивана Ивановича Сергунина... Мы общались с ветеранами, фронтовиками, с людьми, которые после войны жили в землянках, с реставраторами, восстанавливавшими новгородские памятники. И о преступлениях фашистов тоже знали не понаслышке. Например, когда мы с Аллой Дмитриевной собирали материал для фильма «Кресты и звезды» — а это было около 20 лет назад, удалось записать свидетельства чудом спасшихся от карателей. Женщины, оказавшейся под грудой тел после расстрела на льду Полисти жителей деревень Бычково и Починок. Такое невозможно, непозволительно забывать.
Василий Дубовский (В.Д.): — Словом, зрелище будет эмоционально трудным. Каково быть автором такого фильма?
А.О.: — Профессионалы — такие же люди, как все. Я могу сказать, что для меня это в первую очередь материал. Но кровь людская — не водица. Конечно, пропускаешь всё через себя. А когда монтируешь сюжет освобождения, реально ждешь: скорее бы! И так жили наши земляки 75 лет назад — в терпении и надежде. А миг Победы краток. В фильме много хроники, в том числе довольно личной — разговоры, интервью. Вот наших солдат спрашивают, как они отметили освобождение Новгорода. Да никак, говорят, выпили водки и дальше пошли! Надеюсь, даже почти уверена, что зрителям эмоциональность картины передастся. И дело тут не только в моем личном опыте, хотя много снимала про войну. Наши люди очень трепетно относятся ко всему, что связано с Великой Отечественной.
В.Д.: — Всё так, но вспомним о «пикете» в Интернете по поводу идеи организаторов празднования 75-летия освобождения Новгорода провести по городу «пленных немцев». В этом же контексте кое-кто рассматривает и спектакль-реконструкцию «Да судимы будете!».
А.О.: — Вопрос — лишь в авторской цели и уровне культуры. Почему немцам не быть? У нас в фильме они будут. Только настоящие, из кинохроники. Да, не лучшим образом выглядят. Позволю себе напомнить, что они не у себя дома. Их никто сюда не звал, этих якобы цивилизованных европейцев. О причинах войны написаны горы книг. Но всё равно ставит в тупик простой вопрос: зачем им это надо? Рыцарям, наполеонам, гитлерам. Есть нечто иррациональное в их навязчивой идее похода на Восток. А нам куда деваться? Приходится раз в столетие брать их Берлины.
В.С.: — Спекуляции на тему истории были и будут всегда. Общеизвестно, что американцы считают, что это они победили во Второй мировой войне, а Советский Союз чуть ли не на стороне Гитлера воевал. И им нет никакого дела до того, что наш народ заплатил за свою Победу так, как никто и никогда не платил. Мне кажется, абсолютному большинству моих соотечественников присуще понимание, что нам надо полагаться только на себя. О чем и президент России говорил в новогоднем поздравлении. Только сплоченный народ способен выдержать все испытания. И противостоять беспардонной лжи, которая лечится только правдой.
В.Д.: — У нас в стране до сих пор спорят, проспало высшее руководство СССР гитлеровскую агрессию или нет. Если правы те, кто считает, что проспало, то получается, что Сталин со товарищи очень виноват в неисчислимых бедах, которые пережил народ. И в поругании древнерусской столицы, которую при иных обстоятельствах, может, не пришлось бы освобождать.
— Для меня тут нет предмета спора. Это же факт, что продвижение немцев в глубь нашей территории было сколь стремительным, столь же и неожиданным.
И то, что добрая половина командного состава была выбита в 1937–1938 годах. Но и то, что Сталин сумел стать из коммуниста номер 1 отцом нации, сыграв огромную роль в Победе, — тоже правда. И война для нас, россиян, неспроста в первую очередь — Великая Отечественная, потом уж 2-я Мировая.
В.Д.: — Сегодня историки говорят о свежем прочтении: не давит идеология, более доступны архивы. Скажите, в фильме «Горький вкус Победы» есть новый взгляд, малоизвестные детали, подробности?
А.О.: — Сама Новгородско-Лужская операция — довольно малоизвестная. Обычно упоминается отрывисто, справочно. Такие-то числа, такие-то воинские соединения. Без драматургии. По сути, мы впервые рассказываем о проработке операции и ее проведении, даем развернутую картину. Кстати, операция была чрезвычайно засекреченной. Приказы на машинку не отдавались, писались от руки и в одном экземпляре. Чем тщательнее проработка, тем меньше потери — это аксиома. Тем не менее успех Новгородско-Лужской операции стоил нашей армии 63 тысяч жизней. Страшная цифра... Но это точно не 1942-й, когда была бездарно принесена в жертву Вторая Ударная армия, когда немцы делали, что хотели.
В.С.: — Напомню, что первая попытка освободить Новгород была ещё в 1941-м. Потом — в 1943-м. Обе —
абсолютно неподготовленные. В январе 1944-го действительно уже была совсем другая Красная Армия. А интересные и малоизвестные подробности есть, конечно. Допустим, вспомогательный удар по врагу после скрытного перехода аэросанного полка через Ильмень. Во многом решающий был удар. Блестящая инициатива генерал-майора Теодора Свиклина. Великая Отечественная тем ещё велика, что её просто не объять, тема неисчерпаема. Всплывают архивные материалы, книги, мемуары. Я недавно открыл для себя воспоминания командира штрафбата Сукнева, два с половиной года сражавшегося на Волховском фронте. Очень правдивая книга, написанная очень талантливым человеком — живо, интересно, замечательным русским языком. Будучи по образованию художником (штрафником Сукнев никогда не был), он командовал бывшими уголовниками, разжалованными офицерами. Его рассказ во многом меняет представление о таких подразделениях, во многом сложившееся опять-таки благодаря фильмам вроде «Штрафбата». А взять историю колмовской трагедии — уничтожение пациентов психиатрической больницы. Вроде известная, но обрастает сейчас новыми подробностями. Или неожиданный сюжет о судьбе боевых генералов Гончарова и Качанова, расстрелянных в 1941-м по приказу Мехлиса. Недавно ведь поисковики нашли их останки на огороде в Валдае. Много о чём молчит ещё война. В общем, всерьез подумываю о новой книге.