Вторник, 05 ноября 2024

Алина Бериашвили

Творить — удел избранных

Академический хор Шалёного и ансамбль «Садко» стали визитными карточками Центра культуры и досуга имени Васильева

Фото: из архива ДК им. Васильева

Старейшее учреждение культуры Великого Новгорода отмечает 90-летие

Если и может быть что-то суше статистики, то это — архивные документы. Но за сухими строчками на выцветшей бумаге — жизнь, дух времени. Потому, наверное, так и тянет процитировать: «Согласно протоколу № 3 заседания президиума Новгородского окружного исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 29 апреля 1929 года было решено открыть на улице Луначарского Дом Красной Армии». Так 90 лет назад в Великом Новгороде началась история уникального учреждения: Городского Центра культуры и досуга имени Н.Г. Васильева, любовно прозванного горожанами «Васильками».

Дом на набережной

История «Васильков» — такая долгая и такая яркая, что про неё хоть книгу пиши. Ведь Центр культуры и досуга — это и Академический хор, принесший Великому Новгороду славу хоровой музыкальной столицы, и лауреат премии Ленинского комсомола знаменитый ансамбль песни и танца «Садко», и 13, на данный момент, коллективов Центра, носящих звания народных. Рассказать обо всех действительно можно только в книге или в документальном фильме.

За 90 лет своего существования «Васильки» неоднократно меняли своё название. Дом Красной Армии после войны превратился в Дом культуры Промысловой кооперации, его сменил ДК Профсоюзов, вслед за профсоюзами владеть учреждением культуры стал Завод имени Ленинского комсомола, но, несмотря на смену названий, ощущение непрерывности истории оставалось. И остаётся сейчас. Кто бы мог подумать, но в Клубе коренных новгородцев, созданном на базе Центра, есть люди, чьи мамы в своё время посещали Дом Красной Армии на улице Луначарского (ныне Дворцовой) ещё в довоенном Новгороде.

— Довоенный Новгород… В нем было столько клубов и домов культуры! — рассказывает директор Центра культуры и досуга Елена ЯКОВЕНКО. — Вроде бы, и жителей было немного, но все учреждения культуры были переполнены. Это был такой провинциальный интеллигентный город, со своими знаковыми личностями, с крепкими семейными традициями. Мы знаем это не из архивных документов, а потому, что дети тех новгородцев сейчас посещают наш ветеранский клуб и многое могут рассказать из воспоминаний своих родителей.

Имени Васильева

Кто был первым директором Дома Красной Армии, к сожалению, неизвестно. Причина понятна — все мы знаем, что происходило с архивами в годы войны. Но имя Николая Григорьевича Васильева, ставшего директором в 1938 году, увековечено, хочется верить, уже навсегда.

Он родился в Витебской губернии, а детство и юность провёл на Валдае. Вся его биография — летопись эпохи. Николай Григорьевич известен прежде всего тем, что был командиром 2-й Партизанской бригады. Под его руководством к концу 1941 года бригада освободила от фашистов территорию в 10 000 квадратных километров между Старой Руссой, Холмом, Бежаницами и Дно, где и возник Партизанский край. В 1943 году Васильев умер от открытой формы туберкулёза, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако биография Николая Васильева интересна не только своими военными страницами. В довоенные годы он был заведующим избами-читальнями в селах Ям-Зимогорье и Русские Новики, ликвидатором безграмотности, председателем бюро юных пионеров. До войны Васильев пережил два покушения. Однажды его пытались сжечь вместе с читальней, затем — стреляли... Николай Григорьевич не только ликвидировал безграмотность, но и сам постоянно учился: на курсах политпросветработников, в школе младших командиров и младшего комсостава. А потом, уже служа в Новгороде, заочно окончил Институт культуры имени Н.К. Крупской.

— Он был военным и одновременно с этим — человеком культуры, — рассказывает Елена Яковенко. — Прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах, отлично рисовал. Это была совершенно удивительная, грандиозная личность, и в Доме Красной Армии он раскрыл свой талант в полной мере.

В одной из воинских частей Васильев нашёл талантливого скульптора Луку Барбаша, который создал скульптурную группу воинов Красной Армии на финском фронте: один метает гранату, другой стреляет в противника. Скульптура эта располагалась на центральной клумбе Дома Красной Армии, благодаря ей за победу в конкурсе гарнизонный дом получил легковую машину. Вот только до наших дней она не сохранилась, не пережила войну.

И если уж продолжать военную тематику, то никак нельзя не вспомнить и о Петре Семёновиче Синицыне, основателе ансамбля «Садко». На войну Синицын сбежал мальчишкой, в 11 лет, и стал сыном полка в 372-й стрелковой дивизии 59-й армии Волховского фронта. Он участвовал в освобождении Новгорода в январе 1944 года, а после войны создал легендарный коллектив, сумевший в песне и пляске воплотить дух Новгородской земли.

Где рождается творчество

Любой юбилей — повод поговорить не только о прошлом, но и о будущем, не об одних достижениях, но и о сложностях. Кому как не Елене Константиновне, руководящей Центром вот уже 27 творческих сезонов, знать об оборотной стороне успеха:

— Творчество всегда рождается там, где есть трудности, где надо что-то преодолеть, включить сознание. Мы последние 11 лет существовали непросто, постоянно вынуждены были доказывать, что место культуры — в центре. Что такое учреждение, как наше, не должно бегать по окраинам. Впрочем, вся досуговая сфера сейчас претерпевает большие изменения. Это всё 131-й Федеральный закон об органах местного самоуправления. Теперь Министерство культуры не очень-то считает нас своей средой, культура поделена на федеральный, региональный и муниципальный уровни. Только ведь надо понимать, что без муниципальной культуры не будет никакой другой. Нигде. А держится она на плечах энтузиастов. Вот, допустим, наш Кирилл Анатольевич Шалёный, Заслуженный деятель искусств России. Ведь копейки всю жизнь получал. Но трудился, потому что для него хоровая музыка, акапельное пение были праздником души. Я помню, как хор Шалёного отправился в Грецию на международный фестиваль и привёз оттуда бронзовую награду. А ведь соревновались они с профессиональными коллективами, притом что сами официально были любителями. И Васильев, и Синицын, и Шалёный жизнью своей доказали, что культура — это тонкое полифоническое явление, и творить её — удел избранных. Хотя работать в культуре, конечно, могут многие.

— Вы упомянули о том, что период борьбы у вас продолжается 11 лет. Неужели раньше, в те же 90-е, было проще?

— Как сказать… Если говорить о финансах, то, конечно, лишних денег не было и тогда. Финансово, я думаю, было проще, когда за спиной стоял крупный завод и вопрос о том, на какие средства пошить новые костюмы, точно не вставал. Но если сравнивать 90-е с последним десятилетием, то тогда, пожалуй, культура находилась в более опекаемой среде, чем сейчас. Мы чувствовали внимание власти. Мы часто выезжали на конкурсы за границу, как, пожалуй, никто больше в нашем регионе. И привозили оттуда награды, нам было что показать.

Впрочем, Центру культуры и досуга есть что показать и сегодня. Выступать на Софийской площади в режиме нон-стоп коллективы Центра могут 12 часов подряд, и ни одно выступление не повторится. Иногда доходит до курьёзов. Так, Елене Константиновне однажды рассказали, что губернатор, на тот момент ещё новый человек в регионе, интересовался, почему на праздничном концерте на Софийской площади не объявляют никого, кроме Центра культуры и досуга имени Васильева. А объявлять больше было некого — это и был тот самый многочасовой концертный нон-стоп «Васильков».90 лет назад в Великом Новгороде началась история уникального учреждения: Городского Центра культуры и досуга имени Н.Г. Васильева, любовно прозванного горожанами «Васильками».