Вторник, 05 ноября 2024

Василий Дубовский

Осень генералиссимуса

На Владимирщине генералиссимус такой же свой, как и на Новгородчине

Фото: Александра Кочевника

Исполнилось 220 лет Итало-швейцарскому походу русских войск под командованием Суворова

«Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд».

Александр Васильевич Суворов

Начало беспримерной военной кампании в Альпах приходится на 21 сентября, окончание — на 8 октября. Отметить юбилей Новгородчине сам Бог велел — суворовские же места. Отсюда, из своей усадьбы в селе Кончанском, где Александр Васильевич находился в ссылке, ушел он к вершине славной военной карьеры. Новгородский музей-заповедник и партнеры — Государственный музей А.В. Суворова, Президентская библиотека, Общество ревнителей русской гвардии провели научную конференцию «Код Суворова».

Радушный приём в Кончанско-Суворовском

Современному человеку, не вполне свободному от штампов масс-культа, так и хочется к слову «код» добавить: «да Винчи». Вообще, что такое код? Система условных обозначений или сигналов, символов. Великий человек — послание потомкам. И в нас, нынешних, несомненно, закодировано нечто суворовское. В силу принадлежности этой земле, этой культуре.

Попытки перекодировать — да, они были. Доктор исторических наук Борис КОВАЛЁВ в своем выступлении весьма наглядно показал хитрости коллаборационистов — эти прислужники нацистов «зачислили» Суворова в свои ряды. Чего стоила одна только рубрика «от тети Мани», направленная на воспитание детей в духе любви к исторической России, только почему-то с фюрером во главе. Но Суворов — это Родина, Честь, Победа. За годы Великой Отечественной войны более 7000 советских военачальников были награждены орденами Суворова разных степеней. При этом коммунистический СССР далеко не сразу счел великого русского полководца «своим».

«Для человека 1920-х — начала 1930-х годов это был царский генерал, который привез пленного Пугачева в клетке в Москву. И только во второй половине 1930-х, когда начали разрабатывать более или менее нормальные учебники, изменился и взгляд на военную историю», — заметил Евгений ЮРКЕВИЧ, научный сотрудник Артиллерийского музея (Санкт-Петербург).

Это было потом — ордена, музеи... А сейчас? Я честно предупредил собеседника — научного сотрудника Эрмитажа Николая ВВЕДЕНСКОГО, что будет маленькая провокация с моей стороны:

— А зачем нам были Альпы и роль в европейской политике? Ведь рассуждают же сейчас наши миролюбивые либералы о том, «что мы делаем в Сирии?».

Суворов любил петь на клиросе и звонить в колокола

— В то время как где-нибудь в Омске проблема — собрать ребенка в школу? Тогда давайте зайдем с другой стороны: а зачем нам вообще всякая внешняя политика? Это не всегда и не всем понятно. Но это то, что создает реноме государства, определяет его место в мире.

На другом полюсе — едва ли не общественная инициатива о причислении Александра Васильевича к лику святых. Вот и с трибуны конференции прозвучал такой призыв к Церкви. Впрочем, далеко не всеми учеными мужами разделяемый.

— Мне кажется, не следует рисовать с Суворова лубок, — сказал корреспонденту «НВ» Василий БЕЛОЗЕРОВ, доктор политических наук, сопредседатель Ассоциации военных политологов. — Верно сказал дореволюционный публицист Михаил Меньшиков: «Суворов — это Пушкин в военной культуре».

Есть такая то ли легенда, то ли быль, что склонности к военному делу в мальчике Саше Суворове первым заметил прадед поэта генерал-аншеф Абрам Ганнибал, подарив таким образом России еще и военного гения.

Современным исследователям, что естественно, легче обнаружить в биографиях великих то, чего не было, нежели сообщить нам нечто такое, что было, но никто прежде не знал. В этой связи любопытный материал представил Александр ЛУКИРСКИЙ, заместитель директора по научной работе музея А.В. Суворова. Речь об одном эпизоде, вошедшем в фильм «Суворов», снятый накануне Второй мировой войны. А именно — про рытье могилы на перевале Сен-Готард. Якобы солдаты возроптали при виде водопадов и пропастей. Тогда Суворов, выстроив полки, заявил, что не переживет «моего стыда и вашего позора», и потребовал положить его в могилу. Солдаты заплакали, бросились к Суворову, целовали руки, клялись идти с ним до последнего. Как утверждает Лукирский, данным рассказом мы целиком обязаны фантазии литераторов XIX века, в частности — Николая Полевого. Между тем «выдумка» по сию пору используется в военно-патриотическом воспитании, что не есть хорошо, так как пропагандирует отказ от исполнения приказа.

Может, и так. В любом случае подобное «развенчание легенд» авторитету полководца не повредит. А вот если почитать, как «воюют» с Суворовым иные «свидомые» историки братской Беларуси...

Зато в Швейцарии, с которой у нас нет (и не предвидится) союзного государства, Суворова помнят и чтут, полагая, что благодаря его победе над французами смогли позволить себе роскошь остаться самими собой. Как рассказал вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Василий ВЕРЕЩАК, уже несколько десятилетий существует посвященный Суворову замечательный частный музей Вальтера Гелера. Там, на «суворовском маршруте», нам многое может показаться удивительным. Представьте себе, стоит дом, в котором никто не живет, и выгоды хозяевам, само собою, никакой. Почему не продают? «Это невозможно! Ведь тут ночевал великий Суворов!».

Заинтересовавшись, коллеги начали даже спрашивать, «как попасть» и «сколько стоит» знакомство с «нашей» Швейцарией. Но Борис Ковалев на правах ведущего подкорректировал направление: «Друзья мои, а кто из вас был в Кончанско-Суворовском?». На следующий день после новгородских ученых докладов и сообщений был подан автобус в «боровичские Альпы». Не Швейцария, но повыше, чем в областном центре. Гора Дубиха, где Суворов построил свою светелку, это все-таки 198 метров над уровнем моря.

«Любимое место Светёлка —
Здесь чувства светлее и ум,
Здесь так же светло потомкам
Суворовских светлых дум»,

— экскурсовод Галина ВАСИЛЬЕВА душевно исполняет песню местного автора Виктора Кондратьева.

В доме-музее полководца не пересказывают «ученых версий». Здесь вас встретит всё тот же Суворов — вникающий в хозяйственные дела, заботящийся о крестьянах, играющий в бабки с деревенскими детьми, поющий на клиросе, строящий храмы...

Натура Александра Васильевича («Я привык быть действующим непрестанно, тем и питается мой дух!»), стойко переносившего опалу, хоть и в «медвежьем углу», но сполна себя проявляла. Кончанскому с барином определенно повезло. И это везение по прошествии времени возвращается, что ли... Автор этих строк года полтора назад добирался в Кончанское по весьма скверной дороге. Теперь же — новый асфальт, освещение. В соседней деревне Сопины продолжается реконструкция Троицкого храма, построенного на средства Суворова.

Как известно, перемены эти во многом связаны с действующим главой нашей области. Но что касается церкви, то еще ранее её судьбой озаботились здешние люди. Не зря местный батюшка говорит, что храмы должны восстанавливаться людьми, которые их будут посещать. Дело такое: на Суворова надейся, да сам не плошай. Верно, конечно. А всё равно, как не признать, что имя суворовское, как знамя в руке, — поднимает и ведет вперед.

Каждый день начинать с благословения Божия, до издыхания быть верным государю и Отечеству, убегать от праздности, роскоши, корыстолюбия и искать славы через истинные добродетели — какие ж тут шифры оставил нам Суворов? Самым трудным бывает самое простое...