Среда, 20 ноября 2024

Василий Дубовский

Земли российской первый коммунист,

Делегация Чудова на открытии первого в России памятника графу Аракчееву. Село Гарусово Тверской области, октябрь 2019 года

Фото: из архива Татьяны Гевейлер

он же «русский новгородский неучёный дворянин» — граф Аракчеев

Новгородский музей-заповедник провёл «круглый стол», посвящённый Алексею Андреевичу. В соорганизаторах у НГОМЗ было просветительское общество «Двуглавый орёл». И партнёры — отделения исторического и военно-исторического обществ. Но главное, собрался весьма представительный состав историков — если не аракчеевцев (выражение одного из участников), то хотя бы аракчееведов. Можно смело говорить, что юбилейный 2019-й (год 250-летия со дня рождения военного министра-реформатора) на Новгородчине отметили достойно.

Об одном лишь приходится сожалеть: даже столь уважаемая дата не поспособствовала решению давней проблемы — христианскому упокоению Аракчеева, чьи останки были варварски потревожены в 1999 году при ремонтных работах в селе Грузино.

В этой связи особый интерес к «круглому столу» придавало участие в нем директора Центра палеонтологических исследований Дениса ПЕЖЕМСКОГО (Москва).

Помимо собственно научной части этой встречи немаловажным представлялся вопрос об отношении ученого сообщества к судьбе «образцовой усадьбы Грузино». Все знают, что от нее почти ничего не осталось. Менее известно, что в самом селе вызрела инициатива о восстановлении как минимум бывшего графского парка. Кстати, перед началом разговора его участникам был роздан проект обращения к губернатору области, подготовленный по данному восстановительному поводу. Документ так и не был принят, уважаемые специалисты разъехались по домам с обязательством ещё раз подумать и внести свои коррективы.

В ряду исторических деятелей имперской России Алексей Андреевич Аракчеев — тот, кому исторически крупно не повезло. Скоро 30 лет уже как нет СССР, а обсуждения личности графа не обходятся без отсылок к клеветам советских годов. Впрочем, модератор «круглого стола», доктор исторических наук Борис КОВАЛЕВ, слегка оппонируя этому тезису, заметил, что дискредитация Аракчеева не является исключительной заслугой советских историков. Их предшественники из XIX века также были свободны от пиетета перед «реакционной фигурой».

Едва ли в наши дни маятник резко качнулся в противоположную сторону. Однако налицо — объективный исследовательский интерес, ведущий к переосмыслению и признанию несомненных заслуг.

Граф сказал — граф сделал

Собственно, для этого не требуется ученой степени. В обществе, несколько уставшем от «либеральных ценностей», русский граф, презиравший чужебесие, продажность и воровство, может обрести немало верных почитателей. Эти люди не станут его осуждать за некоторую методологическую старомодность. Например, в отношении спроса с ответственного за содержание дорог. «А если увидит выбоину или ямку, то положит его, болезного, мордой в эту ямку да и всыплет как следует!». И ведь работало.

И пушки у Аракчеева стреляли: это же он переоснастил и усовершенствовал русскую артиллерию, что сыграло немаловажную роль в событиях 1812–1814 годов.

И дети крестьянские за книжками сидели. Ольга ЕЛИСЕЕВА, доктор исторических наук (Москва), привела такие цифры: в 1917 году 30% поступивших в Московский университет были крестьянскими детьми. «Неплохо нам было бы иметь такой же процент, — заметила она. — Поскольку интеллигенция уже очень давно воспроизводит саму себя». Крайне любопытно, что из названных тридцати — 70% составляли «дети бывших кантонистов», учившихся в организованных Аракчеевым в военных поселениях школах. Поселения, приписываемые Аракчееву, не были его идеей. Граф реализовал идею Александра I, так сказать, творчески осмыслив её.

И сами крестьяне имели у графа привилегию, каковой не было в остальной России. Об этом был рассказ кандидата исторических, а также экономических наук Ярослава ВАСИЛЬЕВА, посвятившего свое выступление крестьянскому заемному банку села Грузино. Банк ссужал под 5% на строительство, покупку скота и прочие хознадобности. Несмотря на отсутствие ярко выраженного коммерческого интереса, он намного пережил своего создателя. Последнее известное упоминание о нем относится аж к 1893 году.

Человек в шинели

Разумеется, все разумные с государственной и хозяйственной точек зрения начинания Аракчеева не отменяют обусловленных его характером «недостатков», которые не могли нравиться крестьянам. Как-то не по нутру русскому мужику пахать и сеять «по регламенту». Вместе с тем многое в «аракчеевских порядках» напоминало... социализм. Грамотность, бесплатное обслуживание в фельдшерских пунктах...

«Не зря поэт Волошин скажет о нем: «Земли российской первый коммунист» — цитата от Владимира ТОМСИНОВА, доктора юридических наук, автора монографии об Аракчееве, вышедшей в середине 1990-х в серии «ЖЗЛ». И это был настоящий прорыв, ведь ещё в начале так называемых «лихих» издатели просто смеялись над автором.

«В названии нашего «круглого стола» («Русский новгородский дворянин». — В. Д.) не хватает одного слова, — продолжил Владимир Алексеевич. — Еще Алексей Андреевич называл себя неученым. Будучи человеком, прекрасно образованным. Точно так же он нигде не выказывал знания французского. Он принципиально говорил по-русски. Всячески выражал свое презрение аристократической моде: мог прийти на бал в артиллерийской шинели. Это был патриот, подлинный государственный деятель. И тем для многих был невыносим. Особенно в бытовой жизни. Особенно в общении с женщинами-аристократками. Он и влюбился (так, как мало кто влюбляется!) в простую крестьянку.

По мысли Томсинова, оболганный Аракчеев — это оболганная Россия. Такой можно сделать вывод из характеристик, даваемых автором книги, который в процессе работы над монографией пересмотрел свое личное отношение к герою.

«Мы слишком много внимания уделяли художественной культуре, — полагает он. — В ущерб правовой и государственной. Считалось, что в управлении у нас за редким исключением бездари. Между тем именно государственная деятельность — самый сложный вид творчества человека. Этому едва ли можно научить. К этому должно быть нечто врожденное. И у Аракчеева, на мой взгляд, был такой талант».

Не столько ждали?

А теперь — вкратце о том, что же нам поведал кандидат биологических наук Пежемский. После того как предполагаемые останки Аракчеева 20 лет пролежали в «сейфе». Несмотря на все предпринимавшиеся попытки, точная идентификация невозможна. Найденные при перекладке теплотрассы «косточки» сильно измельчены. В этой массе имеются фрагменты, принадлежащие вовсе не одному только грузинскому правителю. По словам Дениса Валерьевича, в настоящее время в России не существует генетических методов изучения, чтобы бесспорно идентифицировать каждый фрагмент.

И как быть? Есть два варианта. Либо дожидаться появления нужных технологий, либо всё-таки захоронить весь имеющийся комплекс останков. В конце концов наличие в нем останков самого Аракчеева предполагается с очень высокой степенью вероятности. Ведь экскаватор прошелся по тому месту, где ещё перед началом Великой Отечественной войны стоял построенный графом собор Андрея Первозванного.

Но где должен снова обрести упокоение наш выдающийся соотечественник? Мало кто станет спорить, что это должно быть Грузино. Такова была воля самого Алексея Андреевича. Сегодняшнее Грузино к этому не готово.

Однако усилия, предпринимаемые возглавляемой Татьяной ГЕВЕЙЛЕР чудовской инициативной группой «Аракчеевский парк», настраивают на оптимистический лад. Идет работа над проектом мемориала. Приобретает конкретные очертания идея возрождения парка — это самое выполнимое, если говорить о реставрации образцовой усадьбы XIX века, «маленького Петербурга» графа Аракчеева.

На следующий день после ученых докладов участники «круглого стола» побывали в Грузине.

— Это был замечательный день, — поделилась впечатлениями Татьяна Викторовна. — Было столько новых предложений. И столько дружеских рук, протянутых с искренним желанием как-то помочь. Я не могу сказать, во что в итоге выльется наша инициатива. Мы — те, кому нравится даже сам процесс, что удалось расшевелить людей, которые приходили в парк на субботники. Но всё-таки мне верится, что у нас получится...