Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Крест на холме

Жители Ракитина хотят не только установить памятный знак, но и найти родственников лётчиков.

Фото: группы ВК «Деревня Ракитино Хвойнинского района»

Жители хвойнинской деревни увековечат имена погибших лётчиков

Историю об упавшем в августе 1943 года самолёте ракитинцы передавали из поколения в поколение. На бреющем полёте у бомбардировщика неожиданно отказал мотор. Вероятно, экипаж дотянул бы до недалеко располагавшегося аэродрома в Мякишеве, но в темноте пилоты не заметили геодезическую вышку. Самолёт ударился о неё, после чего загорелся и рухнул на гороховое поле. 

На сильный грохот и пожар прибежали колхозники. Выжившие лётчики были доставлены на Ракитинский лесопункт, а тех, для кого этот вылет стал последним, похоронили недалеко от места авиакатастрофы, на вершине каменистого холма у ныне пустующей деревни Исаиха. Оплавленные обломки алюминиевого фюзеляжа потом ещё несколько десятилетий будут находить местные жители. Кое-что из этих вещественных доказательств трагедии до сих пор сохранилось. 

Узнать подробности того ночного вылета удалось только недавно. Исследование провёл Андрей БОБРОВ, чьё детство и молодость прошли в Ракитине. Ему, ещё мальчишке, про этот случай рассказала бабушка, воспоминаниями поделилась и одна из очевидцев падения самолёта. Однако из-за того, что свободный доступ к военным архивам долгое время был закрыт, выяснить, что это был за самолёт и кем были погибшие лётчики, Андрей не мог. 

— Благодаря современным базам данных «Подвиг народа», «Мемориал» наконец появилась возможность разобраться, что произошло в ночь с 5 на 6 августа 1943 года в небе над Ракитином. Стало известно, что с аэродрома в Хвойной поднялся ночной бомбардировщик ЛИ-2 12-й авиационной дивизии дальнего действия. Он направился на выполнение боевого задания, о чём свидетельствовал опасный груз самолёта — авиабомбы. При падении бомбардировщика они рассыпались по склону холма, но, к счастью, не взорвались, — сообщил Андрей. 

Погибли штурман младший лейтенант Афанасий Кондратьев, уроженец Курской области; стрелок-радист младший старшина Александр Тонеев, уроженец Ульяновский области; бортовой стрелок гвардии старшина Арташес Полозьян, уроженец Абхазской АССР. Самому старшему из них было всего 29 лет. 

В 1950-е годы на могиле лётчиков был сооружён фанерный обелиск, а в 1980-е по программе укрупнения воинских захоронений их останки были эксгумированы и перенесены. Впоследствии кто-то из местных здесь установил крест. 

По словам Андрея, у ракитинцев всегда считалось, что останки героев были перезахоронены в Хвойной. Однако согласно электронным архивам останки Афанасия Кондратьева находятся на мемориале в Самбатове Поддорского района, а что касается двух других красноармейцев, то о них сведения утрачены.

Теперь жители Ракитина рядом с местом, где когда-то была братская могила лётчиков, своими силами, по собственной инициативе устанавливают памятный знак — валун с табличкой, где указаны имена красноармейцев. Есть предложение вмонтировать в него ещё несколько сохранившихся фрагментов бомбардировщика. До конца лета все работы планируется завершить. 

Эти окрестности не назовешь многолюдными. И всё же Андрей Бобров и другие ракитинцы уверены, что мемориал здесь должен быть. В документах о месте гибели летчиков указывалось лишь, что захоронены они в 13 километрах от Мякишева, и больше ничего. И если бы забылась эта история о самолёте, то не исключено, что не сохранилась бы и память о героях.

Возможно, для родственников или потомков лётчиков холм у Исаихи окажется единственным местом, где они смогут их помянуть.