Жители холмской деревни восстановили надгробия на могилах ветеранов Великой Отечественной войны
В Доме культуры д. Красный Бор хранится чёрно-белый фотоснимок начала 1980-х годов, на котором запечатлён момент празднования Дня Победы в деревне. По этому случаю пожилые ветераны надели свои выходные пиджаки с медалями и орденами. В два ряда старики заняли отведённое им место перед белоснежной скульптурой коленопреклонённого воина. Одни сели на длинную скамеечку, другие расположились за их спинами.
Фотограф то ли намеренно, то ли случайно щёлкнул затвором фотоаппарата до начала официальной части мероприятия, люди не готовились к тому, что их будут снимать. И кадр получился настоящим и трогательным, сохранившим навсегда тот солнечный майский день, атмосферу сельского торжества и лица героев.
...Ветеранов, попавших тогда в объектив фотокамеры, давно уже нет на этом свете. И даже гипсовая фигура солдата не выдержала испытание временем — в 90-е, полуразрушенную, её убрали с постамента.
По словам руководителя Красноборского ДК Сергея СУВОРОВА, если братские захоронения содержатся в надлежащем состоянии, на их территориях регулярно наводится порядок, то могилы ветеранов на обычных кладбищах, оставшись без присмотра родственников, приходят в запустение. И в этом есть несправедливость.
— Однажды, пройдясь по деревенскому кладбищу и заметив, что на некоторых могилах нет ни памятников, ни имён, сказал сам себе: через пару поколений люди могут и не узнать, кто здесь покоится. Так мне и пришла идея об установке обновлённых надгробий на захоронениях наших ветеранов. И не только в Красном Бору, но в Замошье и в Ветне, — сообщил Суворов. — Но если бы меня не поддержали односельчане, ничего бы не вышло.
Самое сложное было собрать информацию о том, кто и где похоронен. Инициативная группа опрашивала старожилов, связывалась с родственниками ветеранов, благо Интернет значительно упростил задачу, работала с Книгами Памяти и обнаружила, что многие земляки умерли в сороковые, пятидесятые годы. И, скорее всего, из-за полученных на войне ранений.
В результате удалось выяснить данные о 87 могилах участников войны. Но сделать решили 77 отдельных именных мемориальных плит. В малонаселённой д. Ветно, на кладбище которой сейчас уже невозможно разобраться, где кто лежит, 11 имён фронтовиков увековечили одним списком. На двух других кладбищах жители провели субботники: вырубили кустарник, сделали подсыпку песком, провели планировку.
Помощь в изготовлении мемориальных плит оказал спонсор из Санкт-Петербурга. Как пояснил Сергей Васильевич, деньги по программе «Проекты поддержки местных инициатив» на благоустройство гражданских кладбищ в отличие от воинских захоронений не предоставляют:
— Чтобы никого не обижать, все плиты — одинакового размера. Даже если бы нас не поддержал спонсор, всё равно бы нашли способ сделать памятные знаки своими силами. Конечно, тогда они были бы гораздо скромнее. Смысл заключается в том, чтобы, придя на кладбище к кому-то из своих, человек, увидев, что могила ветерана нуждается в уборке, привёл бы её в порядок.
Установить мемориальные плиты инициативная группа собирается в следующем году, ближе к 9 Мая. К акции привлекут и местных школьников, чтобы не на словах, а на деле они смогли продемонстрировать уважение к памяти ветеранов.
У войны арифметика жестокая. На фронт с территории поселения ушло более 500 человек, а, если судить по могилам ветеранов, домой вернулось меньше ста. Суворов знает историю семьи, которая за один год войны получила четыре похоронки.
Ещё одна задумка Сергея Васильевича — восстановить в Красном Бору фигуру советского солдата, у которой он когда-то стоял пионером-знаменосцем. Ну и что, что скульптура была типичной. Зато с ней связаны воспоминания о ветеранах, их сдержанности, скромности и внутренней силе.