Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Горных дел мастер

Леонид Константинов (крайний справа): «Церковь Воскресения Христова в селе Котлован была построена в 1798 году. Само здание сильно пострадало за последние столетия, но теперь благодаря инициативе местных жителей и краеведов церковь стала восстан

Фото: из архива Леонида Константинова

Екатеринбург основал наш земляк Никифор Клеопин

Кто он такой, Никифор Клеопин? Новгородский дворянин, родившийся в сельце Сушани. Правда, оно впервые встречается в книге генеральных межеваний Боровичского уезда 1778–1796 годов, но с упоминанием имени Фёдора Клеопина — это младший сын Никифора Герасимовича. Сам же Никифор Клеопин — ныне полузабытый исторический персонаж.

Несмотря на то, что сыграл весьма заметную роль в развитии Урала и Сибири. Как один из первых организаторов горного дела. Как создатель проекта строительства первой золотопромышленной фабрики и общего чертежа (плана) строительства Екатеринбургского завода и города Екатеринбурга в 1723 г. с участками фабрик, крепостной линии и жилья. И было тогда Никифору Герасимовичу 23 года от роду.

Безусловно, мы должны учесть его возраст и положение (клеопин входил в группу специалистов, отобранных генералом вилимом генниным для создания медных и железных заводов) и сказать, что клеопина принято считать одним из основателей екатеринбурга. Всё-таки в первую очередь обычно называют имена Василия Татищева и уже упомянутого нами Геннина.

Увы, быть «одним из» нередко предполагает ту самую полу-забытость и несправедливость к заслугам. Бывает, что ещё при жизни.

Как пишет в книге «Никифор Клеопин» екатеринбургский исследователь Николай КОРЕПАНОВ, «Клеопину, Юдину, Бахореву, многим другим горным офицерам первого поколения судьбой были назначены необеспеченная, недостойная их старость и смерть почти что в бедности. Но памятью по ним оставался этот город, который они — больше, чем кто-либо ещё — имели право назвать своим. Памятью по ним оставались 27 казённых заводов, заведённых за 27 лет на Уральском хребте и в Сибири, без опоры на которые не появилось бы и сотен частных заводов и заводишек. Ибо они таки добились своего, и мерилом качества в XVIII веке стали слова: «Казна строила».

Вот хотя бы несколько фактов из биографии потомственного дворянина, выпускника Московской артиллерийской академии Никифора Клеопина: в 1727–1729-м командовал строительством Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, в 1739–1742-м — управитель Красноярских заводов, в 1755-м составлял раздел по горному законодательству для нового Уложения (свода законов) Российской империи, в 1758–1761-м — управитель Нерчинского завода.

Он и организатор, и производственник, и чиновник. Он тот, кто постоянно в пути. «Знакомясь с хроникой жизни этого неутомимого труженика, то и дело читаешь: поездка на Нерчинский серебряный завод, поездки на заводы Полевской, Северский, Сылвенский, объезд северных заводов Екатеринбургского ведомства, объезд южных заводов... И всё это в условиях сибирской тайги, бездорожья, пешим ходом или, в лучшем случае, — верхом...» (из книги боровичского краеведа Андрея ИГНАТЬЕВА «В сухой пыли архива...»).

К сожалению, так случилось, что путь Н.Г. Клеопина обрывается в неизвестность. Не было никаких сведений, где он умер, где похоронен. Однако прошлая осень подарила надежду на разгадку. Обнадёживающая весть пришла из соседней Тверской области. В селе Котлован Удомльского района при раскопках в местном храме было обнаружено захоронение, которое с большой долей вероятности можно считать фамильным, то есть семьи Клеопиных.

— Котлован — знаковое место для новгородско-тверского пограничья, — рассказывает краевед Леонид КОНСТАНТИНОВ. — В феврале «смутного» 1612 года там была большая битва с запорожскими казаками. Она началась в Котловане, а закончилась в Боровичах.

Слово «котлован» кажется современным, но это не так. Село было старинное и зажиточное. И такое место приобрёл в собственность Григорий Клеопин — старший сын Никифора Герасимовича, оставивший в 1762 году горную службу. Не в пример отцу, будучи человеком состоятельным, Григорий Никифорович активно скупал крестьян и земли. К концу XVIII века — он самый богатый помещик Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

Однако не менее, а может, и более того, он известен как «учитель аракчеева». В Новгородском музее-заповеднике хранится письмо из архива графа Аракчеева, написанное «ноября 22-го 1810 года» и адресованное «Милостивому государю Григорию Никифоровичу Клеопину». Текст, с которым «НВ» познакомил кандидат исторических наук Илья ХОХЛОВ, содержит слова признания и благодарности. Алексей Андреевич называет себя воспитанником Клеопина, говорит, что «я своим воспитанием селу сему много обязан».

Как полагает Леонид Константинов, академически образованный Григорий Клеопин помогал юному Аракчееву при его подготовке к поступлению в Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус в Санкт-Петербурге. Если так, то Клеопин весьма поспособствовал карьере будущего государственного деятеля. Их знакомству же способствовало близкое соседство. Ведь граф родился в сельце Гарусово, это тоже удомельская земля.

Едва ли это может иметь какое-то особое значение в данном случае, но в роду и у Аракчеевых, и у Клеопиных были крещёные татары.

Есть также между ними печальное сходство в посмертной судьбе. Как известно, с идентификацией останков графа Аракчеева, погребённого в построенном им в селе Грузино соборе Андрея Первозванного, до сих пор всё очень непросто.

Кстати, клеопины тоже строили храмы в своих имениях. Причём это были Воскресенские храмы — что в селе Котлован, что ранее на Урале, в окрестностях озера Синара. И там один из престолов был освящён в честь Святителя Николая, который считался покровителем рода золотоордынца, принявшего крещение с именем Клеопы. Так вот в Котловане тоже есть придел Николая Чудотворца.

Справочная информация об этом храме даже у Тверской епархии — самая скудная: церковь построена в 1798 году, вероятно, на средства помещиков Зварыкиных.

Как полагает Леонид Константинов, этого не может быть: костромской подполковник И.С. Зварыкин только родился в 1798-м. Кроме того, возвести каменный храм ему было не по средствам. Иное дело — обер-бергмейстер Григорий Клеопин. В пользу такого мнения говорит стилистическое сходство уральской и тверской церквей.

Разумеется, подобные вещи можно рассматривать как весьма правдоподобные, но всё-таки предположения. Есть логика в рассуждениях о том, что старый обер-бергмейстер строительством Божьего дома хотел сохранить и имя своё, и память об отце, а также сотнях крепостных. Судьба последних была трагической. Дело в том, что Никифор Клеопин новгородских крестьян привёз на Урал, а покидая его, продал горнозаводчику Демидову село Воскресенское вместе с жителями, которые враз превратились в заводских крепостных. Такие были времена.

Ну а в куда более благополучные наши настал час позаботиться о восстановлении полуразрушенной церкви в Котловане, образовалась инициативная группа.

Случайность это или провидение, но при вскрытии пола храма, нуждающегося в исследовании и реставрации, при обнаружении останков присутствовал приехавший в Удомлю, чтобы посмотреть на левитановские места, профессор Виктор ЗВЯГИН — учёный с мировым именем, участник ответственнейших экспертиз. Достаточно упомянуть экспертизу останков царской семьи.

Вот как описывает тот особенный для Котлована день Леонид Константинов: «Профессор Звягин в перчатках очень осторожно осматривал черепа и кости. Я внимательно слушал.

— Это, скорее всего, родовая усыпальница. Время захоронения — XVIII век. Вот двое мужчин очень высокого роста... Вот женский череп 65–70 лет...

Я сразу вспомнил о жене Г.Н. Клеопина Наталье Александровне Мордвиновой. Этот новгородский дворянский род также владел землями на Котлованщине. Ещё один череп принадлежал женщине 30–35 лет. В исповедальной книге храма Воскресения Христова за 1790 год упоминаются семья Клеопиных и проживающая у них племянница, 22-летняя княжна Авдотья Андреевна Девлеткильдеева.

Прихожане неожиданно показывают мне небольшой кусочек ткани, найденный рядом с черепом. Аккуратно разворачиваю на бумаге и нахожу три пуговицы с позолотой. Без сомнения, это лацкан форменного штаб-офицерского мундира горных инженеров».

Кусочек лацкана передан в музей. Найденные останки (есть основания полагать, что среди них — останки отца и сына Клеопиных) перезахоронены. О событиях в соседней области мы узнали из публикации боровичанки Светланы ИВАНОВОЙ, живо интересующейся прошлым родного края и судьбами замечательных земляков. Пару лет назад она даже предприняла поездку до уральских деревень, пожалованных когда-то Никифору Клеопину.

В 2023 году столица Урала отметит 300-летие. А в прошлом году исполнилось 320 лет Никифору Клеопину, так много сделавшему для этого города и края. Для России.