Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Дверь в X век

Реконструкция пятистенка с сенями, фрагменты которого археологи нашли на Троицком раскопе. Чёрные следы на стенах – это осевшая после топки печи сажа.

Эксперты по средневековой русской архитектуре реконструируют дома древних новгородцев

Одним из интереснейших проектов, который презентовали на прошедшей в областном центре XXXV научной конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», стало начинание группы единомышленников из Москвы, объединённых интересом к истории новгородской деревянной средневековой архитектуры.

Соавторами проекта по визуальной реконструкции усадеб, в которых новгородцы жили с X по XIV века, стали научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Наталия Фараджева, эксперт в области средневековой архитектуры Павел Сапожников и реконструктор Дмитрий Саломатин. С помощью компьютера участники проекта решили воссоздать основные типы построек — пятистенные и четырёхстенные.

Трое в прошлом

Каждый из участников выполняет свою миссию в общей работе. Наталия Фараджева является признанным специалистом по теме домостроительства средневековых городов на северо-западе Руси. Павел и Дмитрий участвовали в двух удивительных проектах «Один в прошлом» и «Семеро в прошлом». Они реконструировали хутор X века и на себе проверили, каково это — жить в условиях Древней Руси. Теперь тот опыт очень пригодился в работе над визуализацией — логика домостроителей, живших 10 столетий назад, реконструкторам стала более понятна. Дмитрий, к примеру, хорошо владеет не только компьютером, но и плотницким ремеслом.

На научном форуме Павел Сапожников поделился первыми итогами коллективного труда. Это визуальные реконструкции трёх построек X–XI веков: двух — жилых и одной — хозяйственной. Фрагменты их фундаментных оснований и нижних венцов срубов из сосновых брёвен археологи обнаружили в 1980–1990 годы на Троицком раскопе. Один из домов — пятистенок с сенями площадью 54 квадратных метра — был основным жилищем. Его хозяева, как считают учёные, явно владели большой, богатой усадьбой. Дом поменьше, как предполагают участники проекта, играл роль временного жилья на период, пока строилось основное.

— Одна из очень важных целей работы, которой мы хотели бы достичь, — вызвать волну интереса исследователей к этой теме и найти ответы на некоторые вопросы, связанные с реконструкцией новгородских деревянных построек, — говорит Павел Сапожников.

И вот теперь все мы можем внимательно рассмотреть созданные реконструкторами одноэтажные бревенчатые постройки со скатной тесовой крышей. Полы в них были деревянными. Окладку из брёвен заполняли грунтом и песком и утрамбовывали, а сверху накрывали полубревнами, плахами. В жилых домах был потолок, без него сохранить тепло внутри было бы невозможно. Обязательной частью дома были печи, но не большие белые, которые мы считаем символом русской старины, а низкие, тёмные, с округлыми или более квадратными формами.

Участники проекта не забыли даже про порог от дыма, который неизбежно появлялся на стенах внутри дома, ведь топили печи в те времена по-чёрному.

Главная сложность в проекте – воссоздать верхнюю часть усадебных построек. Иллюстрации из архива участников проекта по визуальной реконструкции средневековых новгородских усадеб

Квартирный вопрос

Главная сложность в проекте — воссоздать верхнюю часть усадебных построек, ведь до нашего времени большая часть стен с дверьми и окнами, кровли не сохранились. Поэтому специалисты опираются не только на данные археологических раскопок, но и на знания, собранные этнографами, и сведения о более поздних аналогичных постройках на Севере России. Ещё в прошлом веке в некоторых деревнях можно было встретить бани, которые топили по-чёрному.

Насколько удалось приблизиться к истине?

— Конечно, существует вариативность, — говорит Наталия ФАРАДЖЕВА. — Мы обсуждаем различные варианты и выбираем наиболее оптимальный. Учитываем хронологические рамки, конструктивную и архитектурную логику, культурную традицию. В рамках всего этого выстраиваем реконструкции. Думаю, они достаточно достоверны.

Нельзя не сказать, что, конечно, это не первый опыт воссоздания облика новгородских средневековых усадеб. Первопроходцем был советский художник, архитектор Гурий Борисевич, стоявший у истоков графической реконструкции новгородской архитектуры. Светлана Шаповалова воссоздала внешний вид постройки, обнаруженной на Фёдоровском раскопе, и усадебного комплекса на Троицком. Это были чёрно-белые работы. Современные возможности позволяют создать объёмную реконструкцию, «сделать» разрезы, «развернуть» дом.

Реконструкторы не собираются останавливаться на визуализации только трёх построек. Павел Сапожников говорит, что средневековый Новгород обеспечил их таким количеством интереснейшего материала, что его точно хватит на весь 2021 год. Наталия Фараджева добавляет, что работать будут, пока куража хватит.