Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Был в дулаге

Так выглядела учётная карточка советского военнопленного.

Фото: pobeda1945.su

В Шимске ищут родственников красноармейцев, погибших в немецких концлагерях

Не первый уже год экспедиция «Долина» ведёт работу по обработке карточек и поиску родственников советских военнопленных, призванных в армию из населённых пунктов Новгородской области (в настоящих её границах) и погибших в немецком и финском плену в годы Великой Отечественной войны.

В учётные карты типового вида фашисты вписывали номер лагеря, его тип — офлаг, шталаг, дулаг, местонахождение, персональные данные пленного, его национальность, воинское звание и часть, в которой служил, гражданскую профессию, состояние здоровья при доставке, вклеивали в карточку фото человека, отмечали его рост, цвет волос, особые приметы. Кроме того, указывали выбытие из лагеря, перевод в гестапо, смерть, место захоронения и прочие сведения.

Сейчас поисковики все поступающие в их распоряжение архивные немецкие документы в электронном виде пересылают в районы, откуда люди призывались в Красную Армию, — так быстрее можно найти кого-то из их родни. Последнюю партию карточек изучили в Шимском музее.

— Начиная с 2020 года от экспедиции «Долина» мы получаем учётные листы на советских военнопленных. В этот раз пришли сразу 29 карточек, естественно, на немецком языке, правда, на некоторых и на русском делались дополнения, — рассказывает директор учреждения Ольга НОВОЖИЛОВА. — Посписочно мы сверили данные указанных в них людей с Книгой Памяти Шимского района. Если солдат упомянут в нашей книге, значит, в 1940-е СМЕРШ выяснял его судьбу, о чём свидетельствуют соответствующие пометки, и в большинстве случаев родственники таких проверенных советских военнопленных получили официальную информацию. Правда, не всегда она объясняла семьям, что же на самом деле произошло с их близким человеком. Так, например, некоторые указаны как пропавшие без вести в марте 1944 года, хотя в плен они попали в 1941–1942 годах и находились в том числе и под Шимском — в дулагах, пересылочных немецких концлагерях. Как предполагают члены редколлегии областной Книги Памяти, после освобождения района в 1944-м в военкомате просто стали выдавать справки жёнам бойцов, чья судьба была неизвестна, чтобы женщины могли получать пособия на детей.

По словам Новожиловой, удалось найти членов семьи двух красноармейцев из последнего списка: Сидорова Михаила Петровича и Самушина Матвея Александровича.

По данным чрезвычайных государственных комиссий, в годы Великой Отечественной войны в нацистских лагерях в Новгородской области погибли 186 760 человек. Но фактическое количество замученных захватчиками военнопленных и мирных жителей — намного больше.

Ольга Александровна говорит, что поскольку на территории района в годы Великой Отечественной войны было несколько дулагов, и в самых больших — в Шимске и Медведе — одновременно содержались до 10 тысяч человек в каждом, то периодически в музей обращаются люди, ищущие хоть какие-то данные о своих героях, которые, возможно, находились в этих концлагерях.

Так, недавно Ольге Новожиловой написал мужчина из Саратова. Его дед служил в диверсионной группе, которая, по донесениям, пропала где-то под Новгородом. Внуку долгое время не удавалось получить какой-либо информации. А недавно, так как российские и немецкие архивы всё же рассекречивают данные, он узнал, что два сослуживца деда находились в Шимском дулаге, выжили и после войны вернулись домой. Теперь он надеется найти сведения и о члене своей семьи.

В Шимском музее его запрос приняли к рассмотрению, и если появится информация, его сразу же известят.