Суббота, 04 мая 2024

Василий Дубовский

О кладах и вкладах

В книге, которую представили Пётр Гайдуков (слева) и Иван Волков, уместились три клада средневековых монет.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

В XV веке у каждой новгородской пятины был свой монетный двор

Новгородский музей-заповедник презентовал первую часть тома «Клады монет Великого Новгорода XV в.».

Всего серийный проект «Монетные клады Новгородского музея» предполагает девять томов, включая издания, посвящённые арабским, византийским монетам, платёжным слиткам и русским монетам вплоть до советского периода. Серия уникальна уже тем, что подобных изданий, представляющих нумизматическое собрание, нет ни у одного другого музея. Причём не только в России.

При этом коллекция НГОМЗ — около 90 кладов X–XX веков, более 40 тысяч единиц хранения — одна из крупнейших в стране. Особую ценность, как отметил директор по научной работе Столичного археологического бюро Иван ВОЛКОВ, имеют клады с раскопов. Археология позволяет датировать находки. Ведь в допетровскую эпоху при чеканке монет дата не указывалась.

Иван Владимирович является автором первой «монетной» книги, вышедшей под редакцией доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН Петра ГАЙДУКОВА. Данное издание представляет три средневековых клада 1420–1470-х. Казалось бы, только три. Но самый крупный из них — это 1800 монет. И какой это огромный труд — систематизировать и описать такой объём — могут сполна оценить разве что специалисты-нумизматы.

— Самое сложное — разобрать поштемпельно и прорисовать, — поясняет Пётр Григорьевич.

Это к тому, что каждая монета — продукт ремесленного производства. Сначала изготавливались штемпеля — верхний и нижний. На одном вырезалось изображение, на другом — надпись. Ударяя штемпелями по расплющенной серебряной проволоке, собственно, и чеканили монеты. Теперь же требовалось включить «обратный отсчёт»: визуально реконструировать штемпеля, использовавшиеся в древности.

— А прорисовка — это как дактилоскопический оттиск пальца, — продолжает Гайдуков. — То, что отчеканено именно данным штемпелем и никак иначе. Каждая штемпельная пара уникальна. 1247 пар — это 1247 вариантов чеканки.

Однако результатом кропотливого труда является не только представленное издание. Нумизматы давно предполагали, что в средневековом Новгороде был не один монетный двор. Иван Волков пришёл к выводу, что их было и не два, а пять. То есть все пять концов были вовлечены в производство денег. Никому не обидно. К тому же — конкуренция!

Фото НГОМЗ

Ещё одна особенность — неизменность новгородских монет за всё время их существования. Вес, качество металла — всё соответствовало одному стандарту. По мнению Гайдукова, это связано с демократической формой правления. Там же, где главным заказчиком выступал князь, не всегда выдерживали марку.

Пётр Гайдуков и Иван Волков передали в собрание музея-заповедника ещё шесть кладов XIII–XVII веков.

Реализация издательского проекта стала возможной благодаря поддержке ПАО «Банк-ВТБ».