Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Всевидящее око

С помощью современного оборудования впервые можно всесторонне изучить фрески совершенно безвредным для них способом. Слева на снимке — руководитель проекта Алессандра Джиумлия-Маир.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Древнерусское искусство — в фокусе спектрометра

Институт археологии РАН презентовал научный проект по изучению домонгольских росписей Новгорода из Георгиевского собора Юрьева монастыря.

Проект позволит изучить Георгиевский собор (по мнению учёных, идеальный объект, имеющий историю развития фресковой живописи от древней Руси до начала XX века) в сопоставлении с другими памятниками Новгорода, а также византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии.

Несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен храма в XIX веке, были найдены в ходе археологических исследований, проводимых под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова в 2013–2020 годах. И каких фресок! Настоящие древнерусские шедевры, изначальная роспись собора, заложенного в 1119 году по заказу князя Мстислава. И были использованы в качестве основания под новый чугунный пол храма в 1820–1830 годах. Что делать, у каждого столетия свои представления о ценности и красоте.

Проект Института археологии победил в конкурсе Министерства образования и науки РФ и осуществляется при содействии музея-заповедника и епархии. Впервые фрески изучат, используя совершенно безвредный для них метод. Никаких соскобов! Современнейшее оборудование делает это ненужной, недопустимой уже архаикой. А именно (просьба вытерпеть полное отсутствие родных слов) — рентгенофлуоресцентный спектрометр TRACER. Прибор имеется и у института, и у музея (портативный).

Приобретение стало возможным благодаря поддержке председателя Координационного совета ПАО «Акрон», члена Попечительского совета НГОМЗ Вячеслава Кантора. Не так много пока музеев в нашей стране, которые так оснащены.

— Через некоторое время мы сможем сказать, каким был состав фресок, каким образом и в какой последовательности накладывались на стены слои штукатурки и подготовки под живопись, — поясняет учёный секретарь Института археологии РАН Марина ВДОВИЧЕНКО.

Комплексное изучение предполагает ответы на самые разные вопросы — о творческой манере мастеров, о том, каких средств могла стоить роспись. Например, самым дорогим пигментом был лазурит, дававший насыщенный голубой цвет. Материал добывался в Афганистане. Покупали ли его дорого и далеко или же обходились более «экономным» лазуритом?

Обретённые фрески хранятся в реставрационных мастерских, однако частично материал для исследования сохранился и в самом соборе. В этом отношении особый интерес представляет Лестничная башня. Оказаться здесь с таким гидом, как доктор искусствоведения Владимир Седов, — подарок судьбы.

— Вы находитесь в одном из самых удивительных мест Новгорода, — начинает Владимир Валентинович. — Это — настоящий XII век.

Под сводом — фигуры святых. Они склоняются к вам, будто приближаясь.

А какие люди сохраняли нам шедевры этой башни! Последним открывал и укреплял росписи знаменитый Владимир Сарабьянов.

А древние граффити!

— Вот подпись, довольно знаменитая, — показывает Седов.

«Иван псал левою рукою». Возможно, художник был левшой? Вот и его «художества»:

— Видите мужчину с мечом и сражающегося с ним каким-то предметом мужчину в шлеме? Видимо, предмет — это ослиная челюсть. Тогда перед нами — иллюстрация легенды о Самсоне, побивающем филистимлян.

Член-корреспондент РАН Владимир Седов: «Лестничная башня — одно из самых удивительных мест Новгорода». Фото Василия ДУБОВСКОГО

Также перед нами — загадка. Почему роспись не имеет продолжения?

— Возможно, кончились деньги, — предполагает Седов. — По причине революции 1136 года.

В том году новгородцы «ссадили» с княжеского стола Всеволода, сына Мстислава.

Из собора перемещаемся в Центр реставрации монументальной живописи. Заведующая центром Тамара АНИСИМОВА делится планами: хотелось бы расширить область исследования другими новгородскими храмами во временном отрезке XII–XIV веков. Рассказывает о первом опыте применения спектрометра: для реставраторов прибор довольно сложен, всё-таки у них — своя специфика работы, но ничего, учёба продвигается успешно. Практический эффект? Ну, например, в зависимости от результата спектрального анализа можно вносить коррективы при выборе материала для реставрации.

Наконец находит свободную минуту для общения с журналистами и руководитель проекта, специалист в области материаловедения Алессандра Джиумлия-Маир.

Итальянка — участница многих международных проектов. Россия, Великий Новгород для неё самой — очень интересный опыт. Сразу извиняется за свой русский, который учит уже полгода. Придётся пока через переводчика. Прекрасный собор, прекрасные фрески, очень интересные первые результаты, показывающие, в частности, разницу в использовании материала и манере письма в русском, византийском и романском искусстве.

Всё это, как подчёркивают синьора Джиумлия и наши специалисты, — первые шаги. Заметим, что это делается в сотрудничестве с Курчатовским институтом, где на основе исследований, выполненных с помощью спектрометрии и микроскопии, можно получить наиболее точные результаты. Планируется издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок и построение 3D-модели собора снаружи и изнутри.

Теги: Великий Новгород, Юрьев монастырь, Георгиевского собор, археология, РАН, фрески