Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Золотая миля

Исследовать центр Славенского конца средневекового Новгорода было давней мечтой Петра Гайдукова.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

так член-корреспондент РАН Пётр Гайдуков называет 38-й квартал Великого Новгорода

Потому что территориально это — центр одного из трёх древнейших концов средневекового Новгорода, Славенского. Заметьте, наименее изученного. В самом же 38-м квартале, образуемом парами параллельных улиц Большой Московской — Михайловой, Ильиной — Никольской, вплоть до недавнего времени археологических исследований не проводилось вообще.

— Мы стоим на бывшей Большой Пробойной улице. Позади нас располагалась церковь Иоанна Крестителя, построенная в 1359 году...

Возможно, в не столь далёком будущем сюда действительно будут водить экскурсии. Ведь два года назад участок был передан музею-заповеднику в безвозмездное пользование. Под проект создания историко-культурного квартала.

Но мы уже «стоим на Большой Пробойной». У нас — академический час. Аудитория — члены Новгородского общества любителей древности. На «кафедре» — доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института археологии Пётр ГАЙДУКОВ.

Пётр Григорьевич рассказывает, как удалось «решить квадрат» четырёх улиц. Исследовать квартал, где учёного ждёт такой приз, как Немецкий двор, было его давней мечтой. Здесь 8-метровый культурный слой. И так же велики надежды.

Тревожило, что однажды найдётся богатый дядя, возьмёт здесь в аренду большой кусок земли, и нога археолога не ступит туда лет 100.

— Когда в очередной раз свободная земля в центре 38-го квартала была выставлена на торги, а это было летом 2019 года, я пошёл к генеральному директору музея-заповедника Наталье Григорьевой и изложил ей свой план, — рассказывает Гайдуков. — В августе мы с нею были у губернатора Новгородской области Андрея Никитина с предложением передать этот участок музею, чтобы в перспективе создать там историко-археологический квартал. Андрей Сергеевич эту идею поддержал. Согласился с нами и мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин. И уже в сентябре состоялась передача новгородскому музею 3500 кв. м в юго-западном углу квартала. У археологии Новгорода появился стратегический запас.

В прошлом году археологи заложили полтора десятка шурфов. Первая же такая разведка выявила на глубине 2,5 метра руины храма. Уточнили расположение древних Славной и Михайловой улиц. Открыли траншеями недостроенный «государев двор» Ивана Грозного.

— Сохранились остатки каких-то строений из сосновых брёвен большого размера, — продолжает Пётр Григорьевич. — О новгородском «государевом дворе» Ивана IV в летописи есть две скупые записи: о начале строительства в 1573 году и о пожаре 1580 года. Анализ спилов показал, что возраст брёвен — это время разгрома Новгорода.

Всё это очень интересно, а где Немецкий двор? Полагаясь на писцовую книгу конца ХVI века и дошедшие до нашего времени из глубин веков планы города, выбрали точку в центральной части квартала, возле здания судебных приставов — попали на частокол, разделявший две усадьбы. В этом году там же заложили раскоп, расширив, насколько это возможно, территорию поиска. Для начала было почти полтора метра «лишней» работы — это перемешанные слои ХIХ—XX веков. Разрушенные в войну здания снесли и смешали с землёй. За сезон археологи подобрались к XIV веку.

— Пока не могу сказать, что мы стопроцентно на территории Немецкого двора, — подводит промежуточные итоги Пётр Гайдуков, — но материальная культура не совсем такая, как на усадьбах новгородцев. Например, найдена белокаменная архитектурная деталь западноевропейского происхождения.

Как определил доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН Владимир СЕДОВ, это фрагмент окна — европейская готика, XV век. Не исключено, что для ремонта церкви Петра, располагавшейся на Немецком дворе, могли привозить материал из-за границы.

Найдены также черепица (сливной жёлоб), фрагменты рейнской керамики, европейского происхождения подвеска с изображением орла, рукоять бритвы, также явно привозной, изящное «импортное» писало, загадочный миниатюрный предмет из кости, имеющий вставку (по версии новгородского археолога Андрея СТЕПАНОВА, это — своеобразный замочек). И даже просто кусок воска — тоже в тему. В католических храмах Европы теплились свечи из закупаемого в Новгороде воска. Наряду с пушниной он был основным товаром, за которым к нам приезжали ганзейские купцы.

На раскопе были найдены две берестяные грамоты. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Немцы монополизировали торговлю Новгорода с Балтикой только к концу XII века. До этого новгородцы вели дела с купцами с острова Готланд, построившими в Новгороде в начале ХII века своё подворье — Готский двор. Но готы не выдержали конкуренции с Ганзой. Сам их двор оказался в аренде у немцев, и те какое-то время жили, так сказать, на два двора. А вот как они жили? Даже с точки зрения организации быта.

Вот задачка: как 200 купцов помещались на участке 30х15 саженей (это примерно 18 соток, на которых и располагался Немецкий двор), если там, кроме жилых строений, имелись склады, кладбище и церковь?

Что было понятно до сих пор, известно из письменных источников. Скажем, у немцев был свой устав («cкра», сохранившаяся в семи редакциях), регламентировавший буквально всё. Даже размер бельевой верёвки. Бывали, конечно, и у нас отменные педанты. Вспомним хотя бы организатора воинских поселений графа Аракчеева. Но в целом не наш стиль.

Работали немцы в Новгороде «вахтовым методом». Приезжали дважды в год большими партиями: зимой — на санях, летом — водным путём. Соответственно, для новгородцев это были гости зимние и летние.

Есть предположение, что гости и привезли с собой найденную сейчас на раскопе в 38-м квартале печать псковского посадника. Прежде псковские печати нашим археологам не попадались. Как она могла попасть к немцам — история умалчивает.

А о чём говорит нам виднеющийся из раскопа мощный частокол?

— Трудно сейчас сказать, является ли он межусадебным, — говорит Пётр Гайдуков, — но немцы к изгородям определённо относились очень серьёзно. В Новгороде они ощущали себя если не в осаждённой крепости, то близко к тому. Стычки, споры и разборки были обычным явлением. И на почве разногласий в торговле, и по другим причинам. Известен эпизод, когда немцы наняли местных плотников заменить ворота на Готском дворе. Когда установили столбы, оказалось, что они на ладонь выступают на Михайлову улицу. Уличане такой «оккупации» не стерпели. Свара довела до смертоубийства. К восстановлению мира были подключены посадник с тысяцким.

Всего в первый год раскопа — 410 находок. Многие из них вполне привычны для Новгорода. Есть и грамоты. Обе представляют собою обрывки. В одной из грамот есть «поучающая» фраза: не ругайся с игуменом. О содержании и предназначении другой можно судить по словам, которые тут, видимо, главные: «судья» и «посулы».

Понятно, что археологам в контексте данного квартала очень хотелось бы найти что-нибудь на старонемецком или на латыни. За многие десятилетия изучения культурного слоя Новгорода посчастливилось найти одно-единственное берестяное «латинское» письмо. Это было на Готском дворе, ныне надёжно сокрытом под гостиницей «Россия».

В нашем случае никто ничего «консервировать» не будет. Раскоп лишь огородят, как полагается. С тем чтобы в следующем году не откапывать уже раскопанное. Извините за тавтологию.

Вообще, и Пётр Гайдуков отметил это особо, взаимоотношения с властями складываются наилучшим образом. В ином случае вряд ли в этом году удалось бы так заглубиться. Например, благодаря соседству с котельной удалось заручиться технической поддержкой тепловиков. Только в один день в августе после сильнейшего ливня из раскопа откачали 60 кубометров воды. Понадобилось 15 рейсов машины «с бочкой». Просто неоценимая помощь!

К слову, вопрос осушения у исследователей — на одном из первых мест. Обнаружены дренажный колодец и выходящая из него труба, идущая к мостовой. Имеется в виду, естественно, средневековая «инфраструктура».

Летом 2022 года может открыться интереснейшая картина осушения образца XIV века. В археологии Новгорода это — вещь весьма не частая.

Самое интересное наверняка впереди. Хотя бы потому, что XIV век, с которым археологи встретятся в следующем году, это — расцвет торговли с немцами. А немцы хоть и хозяйственный и бережливый народ, но не до такой же степени, чтобы не потерять что-то представляющее интерес для науки.

Теги: Великий Новгород, раскопки, археология, Гайдуков, Славенский конец