Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Военная ДРАма

Рота Александра Бызова на полевых учениях.

Фото: из архива Александра БЫЗОВА

В Окуловском районе сейчас проживают около 30 участников боевых действий в Афганистане. Вчера, 15 февраля, в День вывода войск из этой страны, они снова собрались все вместе.

Майор запаса Александр БЫЗОВ, руководитель районного Совета ветеранов боевых действий, приводит данные, что за 10 лет афганской войны служить туда были отправлены 50 ребят из Окуловского района, живыми вернулись 49.

— Сейчас нас — около 30 человек. Кто-то переехал, кто-то ушёл из жизни, причём некоторые по своей воле. Это говорит о том, что ребята за много лет так и не смогли справиться с посттравматическим синдромом, полученным на войне, — начинает разговор Александр Николаевич. — К сожалению, после возвращения домой никто из афганцев не получил должной медицинской, психологической помощи. Люди были предоставлены сами себе. По последним общероссийским данным, из общего количества тех, кто служил в Афгане, треть покончили жизнь самоубийством. Согласитесь, это очень много. Такая статистика должна заставить задуматься государство, потому что боевые конфликты, в которых участвуют наши соотечественники, и сегодня имеют место быть. И служащих по возвращении необходимо поддерживать.

Сам Александр Николаевич как кадровый офицер получил приказ принять командование ротой на севере Демократической Республики Афганистан (ДРА) в 1986 году. Посты Бызову приходилось расставлять в пустыне на барханах — рота охраняла крупную базу с боеприпасами и трубопровод, по которому из СССР в Кабул перегоняли керосин и солярку. Душманы регулярно предпринимали попытки совершить диверсии, приходилось отбиваться.

— Признаюсь, в крупных боевых операциях моя рота не участвовала. Что и к лучшему. Мы выполняли поставленную задачу. Хорошо выполняли. Я тогда многое понял про жителей Афганистана — они живут племенным строем. И по сей день так. Для них важны обычаи предков, — рассуждает Бызов. — Был как-то случай: роту вызвали на охрану одного из наших лагерей, на который ночью напали «духи». Когда начали разбираться, выяснилось, что конфликт спровоцировали советские военнослужащие, отобравшие в кишлаке барана. Этим они нанесли оскорбление местным, живущим по законам кровной мести, и те, естественно, ответили. У них и по сей день над могилами людей — флажки разных цветов, означающие: умер своей смертью, отомщён или не отомщён. И с этими их вековыми, неизменными правилами нужно считаться.

А вот Николай ФОМИН в ДРА был призван на срочную службу из Новгорода в 1987 году. Ещё до визита в военкомат для себя решил, что если возьмут в морскую пехоту, то попросится в Афганистан.

— Бесшабашности во мне было много, — признаётся мужчина. — После трёх месяцев учебки был зачислен в отряд специального назначения ГРУ. Мы караваны сопровождали и охраняли, по данным разведки выдвигались к местам скопления душманов. Отбивали их нападения. Проверяли кишлаки на предмет нахождения там вооружённых лиц.

Из ДРА Николай уезжал с последними советскими частями — в феврале 1989 года. Когда вернулся, было сложно привыкнуть к мирной жизни.

— В те годы многие ребята в криминал подались — именно потому, что в Афгане научились воевать и не смогли потом перестроиться. Я, чтобы не попасть в неприятную историю, уехал из города в деревню Боровёнка, где полностью погрузился в работу по дому, хозяйству и ни на что другое уже не отвлекался, — объясняет Фомин.

Он и сейчас поддерживает связь с сослуживцами. Изредка, когда удаётся увидеться, спецназовцы вспоминают то, что было тогда.

Ежегодно в памятные даты афганцы собираются вместе, чтобы поговорить о погибших товарищах, перелистать армейские фотоальбомы, поделиться своими жизненными новостями и планами на будущее.

Теги: Окуловка, ветераны, Афганистан