Валерий Рубцов получил в подарок уникальную коллекцию плёнок с кадрами из фильмов начала прошлого века
О новом, во многих отношениях уникальном экспонате основатель новгородского Киномузея Валерий РУБЦОВ рассказывает осторожно: слишком необычный, пока неоценённый, неожиданный объект. В конце февраля архив музея пополнила коллекция с обрезками киноплёнок 1920-х годов, собранная киномехаником Вячеславом Васильевичем Никитиным.
О коллекции Никитина Рубцов узнал около года назад: основателю Киномузея написала петербурженка, сообщившая, что среди вещей её отца сохранились классифицированные кадры киноплёнки из ретрокартин. С момента заочного знакомства Рубцова с дарительницей до прибытия первой части коллекции Никитина в город прошёл год. И ожидание того стоило.
— При первом же взгляде на собрание стало ясно, что коллекция уникальная, — признался Валерий Рубцов. — Эффект примерно такой же, как если бы археолог нашёл клад: сотню обрезков берестяных грамот. Вроде и не целиковое послание, но отдельные фразы, слова... Есть с чем поработать, — поясняет Валерий, приступивший к разбору архивов без промедления. — Историческую и культурную ценность коллекции ещё только предстоит изучить. Но очевидно, что впереди — много открытий.
На плёнках в основном сохранились кадры из картин 20-х годов прошлого века. Но попадаются и дореволюционные. Всего более сотни фильмов: советские, американские, немецкие, французские. Кадров к ним — разное количество: от одного до тридцати и более. Чаще всего — портреты актрис: механик Никитин явно испытывал к ним симпатию.
— Самое уникальное в этой коллекции, что некоторые фильмы, в основном советские, уже утрачены. От них в истории остались только афиши, заметки и фото в газетах и журналах. А теперь появились и настоящие кинокадры! Для киноисториков это просто неоценимый материал для изучения. К примеру, «Комбриг Иванов». О картине до недавнего времени можно было судить только по фото из газеты и плакату-афише. А теперь у меня есть 10 кадров из этого кино. Эксклюзив. Там столько лиц, что можно разглядывать, как на фото, — рассказал Рубцов. — Или документальная зарисовка о похоронах Сергея Есенина. Все, кто когда-либо её видел, обращали внимание, что в склейке будто бы не хватает нескольких мгновений церемонии из Дома печати. И вот среди обрезков я обнаруживаю кадр с поэтом в гробу. Видимо, Никитин вырезал себе на память.
Не менее интересен материал и с точки зрения кинопроката. По классификации, прилагавшейся к собранию плёнок, известно, что свою коллекцию Никитин собирал с марта по май 1926 года. Оказывается, что в этот короткий промежуток времени в кинотеатрах шло очень большое количество картин. В 1930-е годы афиша кинозалов была не столь богатой.
Ещё один любопытный момент явно будет открытием для обывателя, не слишком глубоко погружённого в тонкости немого кино начала прошлого века. Мы знаем, что до определённого времени фильмы были чёрно-белыми. Но это не совсем так. Отсутствие цвета на плёнке мастера компенсировали цветом самой плёнки: зелень показывали на зелёной, ночь — на синей. Фильмы склеивались из плёнок разных цветов — красной, жёлтой и т.д. Таким образом зрители видели цветное кино, но в ином понимании, нежели сейчас. И в новообретённой коллекции есть такие примеры.
Как дальше сложится судьба киноплёнок Никитина, пока неясно: выставлять её нельзя, свет быстро испортит материал. Но держать уникальные свидетельства киноистории в темноте тесных коробочек тоже не хочется.
Пока что Валерий Рубцов склоняется к идее оцифровки и изучения кадров, подготовке отдельной программы-презентации с рассказом о наиболее интересных фрагментах. А потому впереди — кропотливая работа по разбору и детальному изучению плёнок. Сам основатель музея уже сейчас уверен, что приятных сюрпризов и важных открытий впереди множество.
Теги: Великий Новгород, Киномузей