Среда, 20 ноября 2024

Елена Кузьмина

Встреча с «Харитоном»

«Харрикейн» воткнулся в мягкую болотистую почву – обнаруженный поисковиками двигатель находился в вертикальном положении.

Фото: vk.com/skif.sokol

Поисковики ищут пилота британского истребителя, разбившегося в демянских болотах

Поисковики из отрядов «Берёзка», «Сокол» и «Скиф» волею судьбы оказались в начале большого пути, конечной остановкой на котором должно стать установление имени неизвестного пилота, который сидел за штурвалом английского истребителя «Харрикейн» (Hurricane) под номером Z 2977. Осенью прошлого года поисковики обнаружили самолёт в Яблонском болоте недалеко от демянского посёлка Кневицы, а несколько дней назад подняли фрагменты крылатой машины и самое главное — двигатель.

Первый «Харрикейн»

Находка была случайной. Поисковики «Берёзки» из рассказов местных жителей узнали, что на болоте лежат обломки самолёта. Это оказалось правдой — были обнаружены детали советского штурмовика Ил-2. Важнее всего то, что удалось найти номер самолёта и узнать имя летавшего на нём пилота — лейтенанта Михаила Алексеевича Маляева. В июне 1942 года он приземлился здесь, на территории советского тыла, вышел к своим, вернулся в войсковую часть, а потом — и в небо. Благополучно воевал до конца войны и Победу встретил в звании майора.

В поисках фрагментов самолёта поисковики «прозвонили» территорию вокруг Ил-2 металлоискателями и обнаружили, что в 50 метрах от советского штурмовика «звенит» особенно сильно. Начали копать и обнаружили ещё один самолёт. Сначала предположили, что это детали нашего Ила, но по иностранным буквам на фюзеляже поняли: не он.

— Когда поисковики отряда «Берёзка» подняли бронеспинку, стало ясно, что это — «Харрикейн», — рассказал боец отряда «Сокол» Андрей ХИТУЩЕНКО. — Мы находили много отечественных машин, американские «Аэрокобры», «Киттихауки», но английский истребитель в нашей практике — первый.

Ураган с крыльями

Поисковикам удалось поднять часть навесного оборудования с номером двигателя и капот, на котором был краской написан заводской номер самолёта — Z 2977. Эти цифры — то, без чего невозможно начать поиск имени лётчика. Однако лёгкой эта работа точно не будет.

Истребители Hurricane, что в переводе с английского означает ураган, в ВВС Советского Союза Великобритания поставляла по программе ленд-лиза. С таким предложением британский премьер Уинстон Черчилль обратился к Иосифу Сталину. Первые «Харрикейны» прибыли в Россию уже в августе 1941 года — приземлились на аэродроме Ваенга в Мурманской области. Их распределением в СССР занимался 22-й запасной авиаполк, тот самый, на чьей базе сформировали эскадрилью «Нормандия», в которой воевали французские лётчики. В 22-м ЗАПе советских пилотов учили летать на британских и американских самолётах и распределяли их по другим авиаполкам.

— Мы определили, что «наш» «Харрикейн» прибыл в СССР конвоем PQ-12 26 мая 1942 года и был направлен в 22-й запасной авиаполк, — рассказал Андрей Хитущенко. — Далее следы самолёта теряются, но так как он был обнаружен на территории, которую занимал Северо-Западный фронт, мы можем с большой вероятностью предполагать, что он попал в 485-й истребительный авиаполк. Помимо него «Харрикейны» находились ещё в двух полках Северо-Западного фронта. В нашем распоряжении есть и акты о списании нескольких британских самолётов, но в них не указаны номера истребителей.

Поисковикам предстоит работа в Центральном архиве Минобороны, анализ данных по 22-му ЗАПу, чтобы понять, в какой именно полк был направлен «Харрикейн» Z 2977.

Жёсткая посадка 

Поиски информации о лётчике осложняются тем, что в 1941–1942 годах учёт в советских ВВС был далёк от идеала: шла война, гитлеровские войска теснили Красную Армию как на земле, так и в воздухе, и, мягко говоря, было не до цифр и не до бумаг. В 1943 году ситуация выправляется.

Однако после того как о подъёме двигателя стало известно, к поисковикам обратился житель Великого Новгорода, который вспомнил, что в детстве ходил на Яблонское болото за ягодами и видел оба самолёта — и советский, и британский. Лётчика в «Харрикейне» он не видел, но парашют рядом был.

По описанию свидетеля, истребитель казался словно воткнутым в мягкую болотистую почву. Это подтвердило предположения поисковиков о том, что при вынужденной посадке самолет скапотировал и уткнулся носом в болото — при подъёме двигатель располагался вертикально.

Что при такой посадке могло ждать лётчика? Пилот мог погибнуть прямо в кабине или его могло выбросить. Но тогда почему рядом с самолётом находился парашют? Если благополучно приземлился, мог, как и Маляев, выйти к своим, а потом добраться до воинской части.

Поисковикам известно, что зимой 1943 года на Яблонском болоте побывала эвакуационная команда, которая вывезла двигатель Ил-2. Если «Харрикейн» тогда уже разбился рядом, а его пилот погиб, то рабочие эвакокоманды могли похоронить лётчика. В подобных случаях обычно это делали где-то неподалёку. Именно поэтому поисковики не ограничатся только изучением архивных документов, но и продолжат поиски на болоте. Возможно, удастся обнаружить личные вещи пилота.

*   *   *

За годы Великой Отечественной войны в ВВС СССР по программе ленд-лиза поступило около 3000 истребителей «Харрикейн». Этот самолёт был разработан фирмой Hawker Aircraft Ltd в 1934 году. Советские лётчики со временем придумали названию созвучную русскую версию — «Харитон».

К сожалению, достойными противниками для «Люфтваффе» британские одноместные крылатые машины не были: они уступали и в манёвренности, и в вооружении, имея только мелкокалиберные пулемёты. По словам Андрея Хитущенко, советские пилоты летали на «Харитонах» без энтузиазма, и почти сразу после начала поставок их начали усиливать и перевооружать, устанавливая отечественное стрелковое вооружение и реактивные снаряды.