Суббота, 02 ноября 2024

Анна Мельникова

В тылу трёх фронтов

Молодёжная бригада цеха № 1 боровичского комбината «Красный керамик», ежедневно выполнявшая норму на 200 процентов.

Фото: Государственного архива Новгородской области

В Боровичах состоялась межрегиональная конференция, посвящённая трудовому подвигу городов в годы Великой Отечественной войны

Согласно архивным данным, в годы Великой Отечественной войны на фронт ушли около 20 тысяч жителей Боровичей — примерно половина от всего населения провинциального города. В основном это были мужчины. На войну многие из них отправились в составе 177-й стрелковой дивизии, которая запомнилась фашистам на Лужском рубеже. Немцы утверждали, что под Лугой они столкнулись с русскими элитными войсками. А это были боровичские и мошенские мужики. Многие призванные из деревень были неграмотными. Но воевать в привычной для себя местности умели хорошо.

Огнеупоры «Красного керамика»

— Если работники угольных шахт в Советском Союзе получили бронь, то боровичане, трудившиеся на глиняных шахтах комбината, изготовляющего огнеупорные изделия и называвшегося до 1957 года «Красный керамик», — нет, — говорит заведующая музеем истории Боровичского комбината огнеупоров (БКО) Евгения ДРОННИКОВА, проводя экскурсию для специалистов новгородской и пензенской архивных служб. — По книгам приказов Любытинского рудоуправления можно проследить, как на место мастеров в шахтах приходили воспитатели детских садов. Каталями, забойщиками, крепёжниками работали женщины, подростки и дети. Без огнеупоров невозможно выплавить ни одного грамма металла. Поэтому справедливо считать, что в каждых винтовке, самолёте, танке была частичка труда работников комбината.

Экскурсия по музею БКО стала своеобразной преамбулой конференции «Трудовой подвиг жителей городов Боровичи и Пенза в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Два города — одна трудовая судьба».

В июле 1941 года предприятие «Красный керамик» частично в 556 вагонах эвакуировали на Урал. Но 80 вагонов остались стоять на запасных путях. На площадке комбината в начале войны появились мастерские по ремонту танков, орудий и миномётов, самолётных винтов. Здесь также наладили изготовление походных армейских бань. Впрочем, когда в мае 1942 года обстановка стабилизировалась, принимается решение о возвращении оборудования в Боровичи для восстановления основного производства и выпуска продукции для нужд военных заводов. К слову, в 1944 году для запуска второй очереди комбината не хватало 1500 человек, поэтому работников приглашали со всей страны.

Коллекция хирургических трофеев

Боровичи, находившиеся в тылу трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и Северо-Западного, внесли свой вклад в Победу и как город 22 госпиталей, к каждому из которых приписывалось ещё несколько лечебных учреждений. Для размещения больных выделяли помещения школ, техникумов, жилых домов, административных зданий и даже монастыря.

Ежедневно в Боровичи направлялось от 700 до 1000 больных и раненых. Многие после выздоровления снова уходили на фронт, а тяжелораненые направлялись на излечение в глубь страны, где имелась более оснащённая медицинская база.

По воспоминаниям военного хирурга, профессора Александра Вишневского, наблюдавшего в апреле 1942-го за разгрузкой санитарной «летучки», процесс сортировки был довольно чётким, быстро оказывалась помощь отяжелевшим в пути, все раненые проходили санитарную обработку. Между тем ещё в январе в одном из постановлений бюро Боровичского горкома ВКП(б) «О работе эвакогоспиталя № 2069» указывалось, что вследствие большой перегруженности (раненых там находилось в 4–5 раз больше нормы) обслуживание больных было крайне неудовлетворительным. Поэтому руководству госпиталя предписывалось навести порядок.

Представление об этой медицинской странице жизни Боровичей дают и документы заслуженного врача РСФСР Михаила Григорьевича Ковалевского, хранящиеся в Боровичском филиале Новгородского музея-заповедника.

— В годы войны врач был старшим хирургом полевого эвакогоспиталя 42-й армии Ленинградского фронта. Наш музей располагает коллекцией предметов, извлечённых доктором в ходе операций. Эти хирургические трофеи передала его супруга, — сообщила научный сотрудник филиала Елена АРСЕНТЬЕВА. — Газета «На страже Родины» в 1943 году писала о Михаиле Ковалевском: «Однажды привезли раненного в живот бойца. Вопрос о жизни решался минутами. Врач тотчас приступил к операции, сделал разрез, извлёк осколок, зажав его в пинцете, высоко поднял и показал помощнице ложку, которая находилась в кармане бойца и вдавилась в полость живота». Осколки мин, гранат, искорёженные ложки, извлечённые во время операций, военный хирург Ковалевский хранил как бесценные реликвии.

Уже в 1941 году в городе был организован донорский пункт, на базе которого создали 3-ю Республиканскую передвижную станцию переливания крови. Её донорами были эвакуированные в Боровичи работники театров из Ленинграда. Горожане, несмотря на недоедание, после изнурительных смен на производстве отправлялись сдавать кровь. За годы войны 5700 доноров сдали 15 000 литров крови.

Совместные проекты

Научный сотрудник Боровичского филиала Елена НЕЧИПОРЕНКО раскрыла некоторые факты культурной жизни прифронтового города. Сюда прибыли Ленинградская филармония и Театр оперетты, областные театры — драмы и кукольный. Актёры и музыканты выступали перед боровичанами и жителями соседних районов, бойцами Красной Армии, в госпиталях перед ранеными.

— В июле 1942 года, подводя итоги полугодовой деятельности, ленинградские театральные коллективы дали отчётный концерт для общественности города: областная филармония выступила с джаз-ансамблем и рядом сольных номеров. Малый драматический театр создал интересный монтаж из спектаклей своего репертуара, областная оперетта продемонстрировала присущее ей разнообразие жанров. Наряду с профессиональными коллективами в городе работали и коллективы самодеятельные, — сообщила Елена Викторовна.

Конференция, связавшая Боровичи и Пензу, стала первым совместным проектом архивистов Новгородской и Пензенской областей. Её участники уверены, что сотрудничество и обмен информацией должны способствовать развитию архивных служб двух регионов.

Вклад в Победу над врагом внесли и труженики Пензы, также ставшей крупным центром эвакуационной промышленности, предприятий военно-промышленного комплекса. В город прибыли заводы из Симферополя, Воронежа, Харькова. В конце 1941 года в Пензе началось производство легендарных «катюш» — реактивных минометов М-8. Пензенские заводы изготавливали мины, авиабомбы, артиллерийские снаряды, ежемесячно ремонтировали 40–60 боевых самолетов. Производили запчасти для техники, шинельное сукно, валенки, лыжи и другую продукцию. В городе было развернуто 90 госпиталей.

Как отметили организаторы конференции, память о войне объединяет поколения, заставляет ощущать свою сопричастность к героическому прошлому, поэтому логично, что в её программе нашлось место и докладам боровичских школьников. Пожалуй, самый интересный проект был у средней образовательной школы № 4. Воспитанники её центра «Точка роста» продемонстрировали возможности использования VR-оборудования в создании виртуальной выставки, посвящённой военным Боровичам.

Теги: Боровичи, ВОВ, конференция, история