Вторник, 30 апреля 2024

Анна Мельникова

Легенда боровичского пирогранита

Евгения Дронникова придерживается версии, что изобретатель пирогранита — Павел Криштофович.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Кто придумал в России уникальную фасадную керамику?

Немногие знают, что облицовка знаменитого храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге состоит из высокопрочной керамики, изготовленной когда-то в Боровичах. При строительстве собора стремились применять современные технологии. И материал, выпущенный на боровичском заводе «Пирогранит» князя Михаила Голицына, оказался единственным в своём роде. Не боялся ни влаги, ни морозов. За высокое качество в 1889 году в Париже на Всемирной выставке боровичский пирогранит получил Большую серебряную медаль и диплом.

Но, увы, широкого распространения уникальная керамическая плитка — пирогранит из Боровичей — не получила. И на этот счёт есть две гипотезы. Одна — давно устоявшаяся и почти легендарная, описанная боровичским писателем Виталием Гарновским в повести «Огненный гранит», другая — основанная на архивных документах и высказанная относительно недавно коллекционером из Северной столицы, автором книги «Русский пирогранит. Несостоявшаяся легенда» Любомиром Бакиным.

Согласно версии Гарновского, авторство рецепта пирогранита принадлежит человеку из народа, печнику, мастеру с завода Матвею Ивановичу Никитину, по-уличному — Веселову. В свободное от работы время он изучал сорта местных глин, смешивал различные их виды, экспериментировал с гидравлическим прессом. Образцы — маленькие кирпичики — обжигал в своём отдельном домике с горном. В общем, был он мужиком себе на уме.

После Всемирной выставки завод получил большой заказ от англичан на производство нескольких миллионов штук пирогранитных плит. Естественно, князь Голицын воодушевился и даже велел на сувенирной пирогранитной продукции сделать надпись «В память первого заказа — 1889». Сейчас один кирпичик этой серии можно увидеть в Музее истории города Боровичи и Боровичского края.

По легенде, князь приказал мастеру раскрыть секрет технологии, но Матвей Веселов запросил денег за своё изобретение. Между владельцем завода и новатором произошла крупная ссора. Князь рассчитывал, что и без Веселова найдёт способ, как сделать пирогранит, и выполнит условия контракта. Однако этого не случилось. Голицын с многообещающим делом не справился, а непризнанный русский самородок умер в безвестности.

Заведующая Музеем истории Боровичского комбината огнеупоров, где, кстати, тоже хранится экземпляр пирогранита, Евгения ДРОННИКОВА считает, что история Виталия Гарновского скорее вымысел, чем правда. И ориентироваться всё-таки стоит на исследование Любомира Бакина:

— В своей книге он доказывает, что изобретатель пирогранита — Павел Емельянович Криштофович. Он занимался созданием печей, где использовался торф. А в отличие от дровяных у них другая система газоотведения. Матвей Веселов — реально существовавший человек. Но, скорее всего, он был в подмастерьях у Криштофовича. Павел Емельянович получает патент на своё изобретение. Совершает вояж по Европе, США, Канаде, возвращается в Россию и приезжает в Боровичи, где управляющий заводом затевает с ним разговор о том, чтобы он отдал рецепт. На что Криштофович предлагает ему его купить. В результате с завода его прогоняют.

О том, что рецепт пирогранита был известен двум людям, сообщал в одной из своих прошлых публикаций и старший научный сотрудник Музея истории города Боровичи и Боровичского края Андрей Игнатьев: «Кто изобрёл этот состав, неизвестно, но только знали секрет два мастера: Веселов, производивший обжиг, и какой-то «чухна», составлявший его (этот второй после закрытия завода уехал к себе на родину). Дмитрий Русаков, который в детстве носил обеды неотлучно находившемуся на заводе Веселову, отметил, что пирогранит изготовлялся при помощи особого гидравлического пресса, дробившего куски колчедана и гранита в полусухую, напоминающую цемент массу сероватого цвета».

Может, тот «чухна» и был Павел Криштофович?

Теги: Боровичи, пирогранит, история