Среда, 20 ноября 2024

Василий Дубовский

Последний рейс

В сентябре 1943 года в нескольких километрах от посёлка Хвойная разбился транспортный самолёт Ли-2

На борту воздушного судна находились 5 членов экипажа и 12 пассажиров — штабные офицеры, военные медики, журналист, партизанка, семья генерала…

Основной версией, объясняющей эту катастрофу, считается потеря ориентировки и выработка топлива. При том, что экипаж под командованием Александра Денисова был очень опытным. Самолёт совершал рейс из Москвы. Дозаправившись в Хвойной, борт вылетел в Ленинград. Каким образом пилоты сбились с пути — таких подробностей никто нам не расскажет. Факт в том тот, что Ли-2, бортовой номер СССР-Л4008 1-го авиаполка 1-й АТД ГВФ, лёг на обратный курс.

— На территории нашего района было шесть военных аэродромов, — рассказывает директор Хвойнинского краеведческого музея Светлана ОВЧАРЕНКО. — Седьмой был ложным. Именно туда, в Яхново, и летел самолёт.

Ли-2 упал с высоты 30–50 метров в болото неподалёку от деревни Мякишево, примерно в 8,5 км от Хвойной. Это случилось 19 сентября около полуночи. Погибших похоронили на островке среди воды.

Питерский журналист Татьяна КУЦЕНИНА впервые побывала в Мякишеве в 1990-е. «На тот момент ещё живы были люди, которые, будучи в войну подростками, бегали на болото смотреть самолёт, — пишет она в своём очерке «Туфля Александры Симоняк». Одна местная жительница на всю жизнь запомнила куски фюзеляжа и фрагменты тел на деревьях. Кто-то уверял, что слышал от военных рассказ про женщину с ребёнком, которых доставали вместе — настолько крепко были сжаты пальцы матери, обнимавшей малыша.

Это была семья командира 136-й стрелковой дивизии 67-й армии Ленинградского фронта Героя Советского Союза генерала Николая Симоняка. Ему очень хотелось повидать жену Александру и сына Витю. Мальчику было всего 4 года. На следующее утро генерала увидели седым.

Останки погибших лётчиков и пассажиров самолёта Ли-2 были перезахоронены на гражданском кладбище в Хвойной. Фото предоставлено Хвойнинским краеведческим музеем

Два года назад, тоже в сентябре, поисковая группа имени 177-й стрелковой дивизии экспедиции «Долина» произвела эксгумацию останков пилотов и пассажиров, покоившихся на болоте. Это было сделано в связи с принятым решением об их переносе на гражданское кладбище в Хвойную.

Ещё двумя годами ранее там побывали курсанты военно-патриотического клуба «Ратибор» под руководством майора запаса Сергея Крылова, обнаружившие, что захоронение обветшало. «Ратиборовцы» взяли над ним шефство, занялись поиском родственников жертв катастрофы. Крылов встречался с правнуками военврача Исая Мильштейна. Найдены были также близкие бортмеханика Алексея Белякова и генерала Николая Симоняка.

Недавно в Хвойной отметили очередную годовщину трагедии, почтив память экипажа и пассажиров. Экспозиция в краеведческом музее, посвящённая воздушному мосту, проложенному в блокадный Ленинград Московской авиагруппой особого назначения, пополнилась историей про Ли‑2. Архивные документы, фотографии, личные вещи — их немного, конечно. То, что сохранилось до наших дней, что нашли поисковики. И среди этих вещей — одна женская туфелька на высоком каблуке. Память об Александре Симоняк.

Татьяне Куцениной посчастливилось встретить человека, запомнившего эту элегантную женщину. Мать с ребёнком среди военных невольно притягивали взгляд. Лев Мучник, директор издательства, где печаталась железнодорожная газета, провожал своего друга, редактора «Сталинца» Бориса Лесина. По его словам, к Борису подошла какая-то женщина и, сославшись на личные обстоятельства, попросила поменяться билетами. Ну что такое 15 минут? Друзья продолжили беседу. Тот, первый самолёт благополучно приземлился в Ленинграде. А следующему, в который сел журналист, как оказалось, не судьба. 19 сентября 1943 года Борису Лесину исполнилось 33 года…