Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Вторая жизнь «летающего танка»

Работы по реставрации Ил-2 планируется завершить к началу декабря.

Фото: Андрея ПОТАПОВА

На Старорусском АРЗ завершается восстановление самолёта, участвовавшего в обороне Новгорода

Ил-2 с бортовым номером 4111 из состава 62-го штурмового авиаполка был подбит 14 августа 1941 года при выполнении боевой задачи по приостановке продвижения врага и упал в озеро Ильмень. Штурмовик, обнаруженный поисковиками демянского отряда «Находка», подняли на поверхность в сентябре 2020 года. По просьбе губернатора Новгородской области Андрея НИКИТИНА, лично присутствовавшего при этой операции, за восстановление Ил-2 взялся авиаремонтный завод в Старой Руссе. Сейчас сложная творческая работа близка к окончанию.

— Это уже действительно самолёт, — говорит командир поискового отряда «Находка» Александр МОРЗУНОВ. — Машина стоит на шасси, её можно перемещать. Летать она, конечно, не будет — такой задачи не ставилось. Это будущий музейный экспонат, модель прославленного самолёта Ил-2.

История борта 4111 по сей день таит немало загадок. В тот день, когда он не вернулся с задания, 62-й ШАП потерял три штурмовика. А всего за две недели боёв под Новгородом полк, имевший на вооружении 20 новеньких Ил-2, потерял 14 машин. Известно ещё одно место в озере, где предположительно находятся обломки самолёта. Но не факт, что там именно Ил-2.

— Согласно боевому донесению, — рассказывает Морзунов, — два лётчика, находившихся за штурвалом сбитых Ил-2, пропали без вести, но один пилот по фамилии Мизюрин вернулся на аэродром пешком. К слову, он будет громить врага до самой Победы, останется в живых и вернётся домой. Однако что произошло с его самолётом в небе под Новгородом — такой информации у нас нет. Работа в архивах ничего не дала. К великому сожалению, в штабе авиаполка не было привязки самолёта к лётчику (или наоборот). Теоретически можно предположить, что поднятым нами самолётом управлял Мизюрин. Мы не нашли в озере останков лётчика, однако извлекли парашютную сумку. Что если пилот сумел спланировать на воду, а потом выбрался на берег? Там, кстати, недалеко от берега. Чтобы разобраться с гипотезами, надо найти два других штурмовика, сбитых 14 августа 1941 года, начав с подъёма самолёта в другом известном нам месте. Но там — ещё мельче, и непонятно, как добираться и какое использовать оборудование.

С бортом 4111 тоже было очень непросто. Поисковики обследовали площадь более 100 квадратных километров. Видимость у дна — практически нулевая. Самолёт был заилен, погружён в песок. Поднять его целиком (относительно целиком — фанерный хвост Ил-2, видимо, отвалился ещё при ударе о воду) не удалось. При этом оторвалось ещё и крыло.

Реставраторы, осмотрев привезенную к ним находку, были в нерешительности: мол, а сумеем ли? Случай для авиаремонтного завода — уникальный. Здесь работают с машинами, прибывающими своим ходом, а тут — помятости, разломы, сильнейшая коррозия. Нет конструкторской документации, нет опыта работы с техникой времён Великой Отечественной войны. Несколько специалистов сами пожелали заняться восстановлением штурмовика. По зову души — это же наша история. Профессиональная мотивация тоже присутствовала, конечно. Ведь чем сложнее, тем интереснее! В общем, самолёту дали вторую жизнь. Хвост для Ил-2 сделали коллеги в подмосковном Тушине — тут командир «Находки» провёл организаторскую работу. В остальном в Старой Руссе сами готовили и собирали машину буквально по частям.

Как ожидается, реставрационные работы будут завершены к началу декабря. Сейчас рассматривается вопрос, где будет временно храниться Ил-2, можно сказать, уже 2022 года выпуска. Известно, что аэродромом для него станет военный музей, который будет построен в посёлке Демянск на средства благотворителя. Да, самолёт должен иметь помещение.

Самый большой экспонат будущего музея имеет впечатляющие размеры: 11 метров в длину, 4 — в высоту и 14 — в ширину.

Нетрудно предположить, что и сам музей будет иметь очень даже приличный «размах крыльев». К слову, там будут храниться и найденные поисковиками (уже после операции по подъёму самолёта) танки Т-60 и Т-70, а также броневик БА-6 — герой обороны Новгорода.

Сейчас музейный проект — на стадии подготовительных работ. Поскольку площадка под строительство расположена на берегу реки Явонь, начать пришлось с расчистки русла. В последние годы ливневые дожди неизменно приводили к разливу Явони. Есть надежда, что наводнения впредь не будут беспокоить жителей посёлка. А у Новгородской области впервые появится крупный военный музей, достойный памяти о трагических и великих событиях, происходивших на нашей земле в годы Великой Отечественной.

Теги: Ил-2, АРЗ, Старая Русса