Чья любовь к коллекционированию обогатила отечественную культуру
В ведущих музеях страны экспонируются предметы из собрания купца первой гильдии Фёдора Михайловича Плюшкина, которому в нынешнем году исполнилось бы 175 лет.
Знаменитого в своё время коллекционера считают своим и на Новгородчине, и на Псковщине. Как личность он состоялся в Пскове, став успешным предпринимателем, членом археологического общества, основателем музея. Но родина его — Валдай. Здесь он появился на свет в 1837 году.
В тот год на дуэли погиб Пушкин. Даже в тот самый месяц — февраль. И, значит, лично наш Плюшкин не имеет никакого отношения к якобы подсказанной Пушкиным Гоголю фамилии для персонажа «Мёртвых душ». Но разве можно в России быть Плюшкиным просто так? Конечно же, Пушкин, много раз проезжавший через Валдай, приметил смешную фамилию на купеческой лавке и не преминул поделиться этим с Гоголем. И вот вам образ «прорехи на теле человечества» на все времена. Жуткий скопидом, всё тащивший в дом. После Плюшкина «незачем было мести улицу».
Нитки, иголки, мыло
Между тем реальный Плюшкин, отец Фёдора, был в Валдае уважаемым человеком, вёл торговые дела в России и за границей — даже в Индии имел интерес. И обратите внимание: в пристрастии к коллекционированию чего-либо вроде бы замечен не был. По этой стезе пошёл именно Фёдор.
— По легенде, ещё в отрочестве он начал собирать всякую всячину, пользуясь придорожным положением родительского дома, — рассказывает заведующая Валдайским филиалом Новгородского музея-заповедника Наталья ШАРКОВА. — До наших дней сохранился дом Плюшкиных на улице Советской, бывшей Миллионной.
Фёдор довольно рано оставил Валдай. После смерти отца семья разорилась, юношу отдали в учение в Москву к владельцу текстильной мануфактуры Ивану Бутикову. Однако в него влюбилась дочь хозяина Наташа, отчего «бизнес-курс» закончился досрочно. Фёдору нашлось безвозвратное поручение в Псков. К его счастью, там жил дядя, который дал ему 10 рублей.
«На эти деньги накупил молодой человек катушек с нитками, иголок, мыла, тесёмок и пошёл торговать по окрестностям Пскова, — пишет в очерке «Совсем не тот Плюшкин» Татьяна Медникова. — Помогала ему мать Анна Ивановна, которая делала бумажные цветы — венчики. Вместе они ездили по ярмаркам».
Через год у Фёдора уже было 100 рублей серебром. Дела у него пошли в гору. Он женился, супругу Марию Шарвину привёз из Валдая. Построил в Пскове каменный дом, открыл галантерейный магазин. В семье Плюшкиных родились три сына и две дочери. Дети получили хорошее образование. Трагически сложились судьбы сыновей: Сергей был расстрелян как белый офицер, Николай был врачом и сам заразился сыпным тифом. Это случилось уже в послереволюционное время, до которого Фёдор Михайлович не дожил.
Он собирал всё
Движимый интересом к истории и искусству, более сорока лет жизни он отдал коллекционированию, собрав около миллиона предметов. Одной только нумизматики было более ста тысяч единиц. Коллекция содержала большое количество старинных рукописей и икон. Несомненный интерес представляла художественная её часть — полотна Дмитрия Левицкого, Василия Верещагина, Владимира Боровиковского, Алексея Венецианова, Ивана Шишкина…
Каталогов и описей владелец не вёл, держа материал, что называется, в голове. В роли экскурсовода он охотно выступал сам. Частный музей в купеческом доме пользовался популярностью, многие высокопоставленные особы, включая великих князей, бывая в Пскове, наведывались к Плюшкину. Некоторая бессистемность, пестрота разросшейся экспозиции давали повод газетам к воспоминаниям о герое поэмы Николая Васильевича Гоголя. Кстати, Гоголь у Плюшкина тоже был — несколько писем. Он собирал всё.
Чего в его коллекции только не было: иконы, древняя церковная утварь, церковнославянские рукописи, старопечатные книги, древние грамоты, русская одежда, старинное оружие, живопись и рисунки, гравюры, лубочные картины, автографы писателей и государственных деятелей, редкие монеты, медали, печати города Пскова, масонские знаки, почтовые марки, часы, столовое серебро, ювелирные изделия, фарфор.
Торг не уместен
Однако по кончине Фёдора Михайловича в 1911 году администрация музея Александра III направила для оценки его коллекции специальную комиссию из 17 человек. По мнению наследников, комиссия умышленно занизила стоимость до 83 тысяч рублей. Например, изделия из серебра мерили на вес. Плюшкинскую коллекцию уже готов был приобрести Британский музей, однако в 1913 году она всё же была выкуплена Николаем II за 100 000 тысяч рублей и распределена между Императорской Академией наук, Эрмитажем, Историческим музеем и Русским музеем.
Первая мировая война, революция, Вторая мировая — что такое дело жизни одного человека, когда решались судьбы целых народов в глобальных драмах первой половины XX столетия? Следы предметов из собрания Плюшкина по большей части утеряны. В настоящее время в Псковском музее-заповеднике с его именем связывают порядка 40 живописных и графических работ.
— Среди них есть очень хорошие работы, — говорит старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Ольга КУДРЯВЦЕВА. — Например, «Пётр I» и «Портрет княжны» кисти Ивана Никитина. Сегодня редко где увидишь произведения этого художника.
С течением времени редкостью становятся не только произведения искусства, но и даже такие «безделушки», как курительные трубки, кошельки, веера, табакерки, пуговицы, ключи… Плюшкин словно знал, что это потомкам понадобится.
Интерес на миллион
В наше время интерес к коллекции и самому коллекционеру неуклонно возрастает. Публикуются статьи, выходят телепередачи. Есть книга, изданная Псковским музеем-заповедником по инициативе правнука Фёдора Михайловича — доктора технических наук Сергея Андреевича Плюшкина. К слову, он был организатором выставки в Валдае.
Но нет-нет да и возникнет вопрос: сколько в этом интересе от ценности коллекции и значимости личности, а сколько — от особенной фамилии?
— Ну нет! – рассмеялась Ольга Кудрявцева. — Это не гоголевский Плюшкин, а наш с вами Плюшкин!
Раз наш, то… что? А то, что в отличие от Пскова у нас нет каких-либо вещей, принадлежавших купцам Плюшкиным. Но ведь зато у нас есть их дом! На улице Советской. И есть интересный и масштабный проект — «Постоялый двор на Миллионной», предполагающий реставрацию и использование бывшего дома Плюшкиных.
По словам председателя совета НП «Туристический центр «Валдайский» Михаила ПИКИНА, в здании можно было бы разместить салон, или, по-старому, лавку. Второй этаж хорошо бы стилизовать под жилой, как это могло бы быть в XIX веке. Само собой, должна быть экскурсионная программа, посвящённая купцам Плюшкиным. Пока не решён ещё вопрос о собственности: пара квартир в проблемном, нуждающемся в капремонте здании остаются жилыми.
И остаётся надеяться, что раньше или позже (лучше, чтобы раньше) почётный гражданин Российской империи — это звание Фёдору Михайловичу Плюшкину было присвоено за большую общественную и благотворительную деятельность — будет действительно наш.
Теги: Фёдор Плюшкин, Валдай. Псков, история