Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

«Раскрыв крыло мелодий...»

Валерий Демидов посвятил рахманиновской теме сорок лет.

Фото: из архива «НВ»

Подготовлена к печати книга Валерия Демидова «Рахманиновы и другие на Новгородской земле»

Немного уже остаётся времени до 150-летия Сергея Васильевича Рахманинова. Гениальный композитор и музыкант родился 2 апреля (по новому стилю) 1873 года на Новгородчине, что делает Великий Новгород и область одним из центров празднования юбилея. По крайней мере, об одном сопутствующем этому событии мы уже знаем — выходит в свет книга известного рахманиноведа Валерия Демидова «Рахманиновы и другие на Новгородской земле». Недавно было объявлено, что ООО «ТПК «Печатный Двор» при финансовой поддержке фонда «История Отечества» завершило работу по созданию оригинал-макета, а это значит, что книга непременно увидит свет.

Валерий Васильевич, — «НВ» обратились к автору, — позвольте вас поздравить. По поводу издания, посвящённого великому земляку, невольно хочется сказать: наконец-то! Как известно, ваш труд был готов к печати ещё несколько лет назад.

— Вообще, я начал плотно работать в архивах, собирая материалы о Рахманинове, ещё в 1982 году. И, конечно, ни о какой книге не думал. Мысль об этом возникла лишь спустя много лет, когда был накоплен материал. Строго говоря, мой двухтомник уже публиковался.

В качестве сигнального экземпляра.

— Двух сигнальных экземпляров.

И издательств у книг тоже было два?

— Да, у меня сначала был договор с другим издательством, столичным. Я разорвал контракт, отказавшись менять название книги. Мне сказали, что достаточно одного слова — «Рахманинов». Якобы тогда книгу будут лучше покупать. Но с моей точки зрения, «другие» — семья, родственники, знакомые — это очень важно. Это те люди, рядом с которыми рос будущий композитор, которые каким-то образом влияли на мальчика Серёжу и оставили какие-то воспоминания.

Вспомните, что сделало рахманиноведом вас самого?

— Простая вещь: мне хотелось увековечить здесь, у нас, память о нём. Она была какой-то ущербной, мне кажется. Великий человек, известный на весь мир, родился на Новгородчине, а сами новгородцы знали о нём до обидного мало. Как музыкант я считал это нетерпимым. Я опирался на достижения в рахманиноведении Тамары Александровны Самсоновой, оперной певицы из Ленинграда, старавшейся привлечь внимание к фигуре Рахманинова. В 1960-е годы она уже возила экскурсии в Онег, на место бывшей усадьбы Рахманиновых. Мне посчастливилось беседовать с людьми, которые видели Рахманинова, слышали его игру. Конечно, они были тогда ещё детьми. Это было в 1917 году, когда Сергей Васильевич приезжал в Новгород. Незадолго перед эмиграцией. Видимо, чтобы увидеться с матерью Любовью Петровной. Так вот, есть интересный случай: новгородка пошла в гости к знакомым, где, как ожидалось, будет Рахманинов, и взяла с собою крестника. Ребёнок был с детьми, но, услышав музыку, пошёл в ту комнату, откуда раздавались звуки. Молча слушал, а потом сказал крёстной: «Я буду, как этот дядя». Рахманиновым он не стал, но из него вышел очень хороший музыкант.

Рахманиновым надо всё-таки родиться.

— Конечно. Ему было четыре года, когда тамбовский дедушка Аркадий Рахманинов шутки ради устроил за инструментом «корпоратив» с внуком — один начинает, другой продолжает. В разгар их увлечённой игры открывается дверь, в комнату входит кормилица Серёжи и обращается к Аркадию Александровичу: «Господин, прикажите, пожалуйста, выделить мне два воза соломы, а то крыша прохудилась». На что Аркадий Александрович отвечает: «За то, что ты выкормила мне такого внука, ты заслуживаешь гораздо большего!»

И что семейная легенда говорит нам дальше — солома-то была дана?

— Это всё-таки про музыку. Про солому история умалчивает. Хотя я искренне верю, что дедушка Сергея Васильевича слов на ветер не бросал. Кстати, о хозяйственных делах. В книге помещён дневник сельскохозяйственных работ на мызе Змейско, который вела Мария Антоновна Кожевникова, дальняя родственница поэта Державина, подруга Любови Петровны. Круг забот владельцев дворянских усадеб, каковыми являлись и Рахманиновы, тоже представляет интерес. Самому Сергею Васильевичу усадьба Онег — место его детских грёз — никогда не принадлежала. Но есть вещи поважнее записи о праве владения. Родина всегда принадлежит человеку, а он ей.

Теги: Рахманинов, история, Новгородская область, Валерий Демидов