Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

Почистили медь и заштопали знамя

Нашу Победу надо защищать, в том числе и от коррозии.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

О необычной музейной реставрации в канун дня освобождения Великого Новгорода

Нашу Победу надо защищать от коррозии. Иногда — в буквальном смысле.

«Это делается вот так», — кажется, что бормашинка с малюсенькой насадкой застыла в руке Натальи МЕДНИКОВОЙ. Движения у реставратора музея-заповедника точны и потому почти незаметны. Самый очевидный признак работы — звук. Очень характерный. Ведь коррозия — тот же кариес. Только у металла.

Памятная доска в честь освобождения Новгорода была установлена в 1964 году. Это было символично: 20 января и 20-летие знаменательной даты. И выбор места — восточная стена кремля, возле звонницы. Надпись гласит, что здесь воинами 378-й стрелковой дивизии под командованием Белова А.Р. было водружено Красное знамя.

К слову, в том же 1964 году, днём ранее, в сквере за Домом Советов состоялось открытие памятника юному партизану, Герою Советского Союза Лёне Голикову. Автор скульптуры — известный советский скульптор-монументалист, уроженец Новгородчины Николай Томский. Средства на памятник были заработаны пионерами и комсомольцами города.

Демонтаж доски (временный, конечно) был произведён ещё и по той уважительной причине, что в кремле проходила реставрация стен. Сняли осторожно, упаковали бережно.

«Не то слово! — говорит Наталья Медникова. — Спеленали, как гуленьку. Я же её разворачивала — знаю».

Однако бдительные новгородцы обеспокоились «пропажей». Прежде всего ветераны, конечно. Даже из полиции приходили в мастерские НГОМЗ: «У вас хранится снятая памятная доска?» Но тревожиться было не о чем.

Накануне очередной годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков памятная доска будет возвращена на своё законное место.

Корреспондент «НВ» побывал в мастерских Новгородского музея-заповедника за считанные дни до окончания работ. И, можно сказать, видел объект реставрации в его первоначальном цвете и блеске. После всех очисток от окислов и органических наслоений — химической и сухой. Кстати, латунная щёточка такая нежная, что можно провести ею даже по коже, а не то что по металлу. Когда медь как новенькая, она имеет красно-коричневый оттенок. Однако по ряду технических причин, включая разную степень сохранности элементов, было решено памятную доску загрунтовать и покрасить. При этом внешне она будет напоминать скорее чугун, чем медь. Главное — сделать так, чтобы памятник прослужил ещё долгие-долгие годы.

Что характерно, заинтересовавшись данной мемориальной темой, я неожиданно открыл, что местонахождение памятной доски в честь освобождения города не являлось чем-то общеизвестным. Можно смело включать в список вопросов из серии, а знаем ли мы кремль.

Тем более вряд ли кто-нибудь замечал, что в мемориальной доске было маленькое отверстие — там, где изображено знамя, развевающееся на ветру. Едва ли так было задумано авторами памятного знака, так сказать, для аутентичности символа боевой доблести. Между тем через это отверстие проникали атмосферные осадки, вызывая коррозию внутренней панели, на которой закреплены буквы. Пришлось флаг немножко «заштопать», применив для этого специальный наплавной материал.

По-своему это была особенная работа — кропотливая, ответственная. Пусть и не самая сложная для специалиста высокого класса.

«Я уже мечтаю вернуться к своей любимой археологии», — признаётся Наталья.

Там другие задачи, кроме самой общей — восстановления. Там другой инструментарий — болгарка точно не понадобится. Там — работа под микроскопом. Но это уже совсем другая история.

Теги: Великий Новгород, освобождение, ВОВ