Пятница, 20 декабря 2024

Василий Дубовский

Штиглиц в Боровичах, или почему красота требует импортозамещения

Я.К. Каёв. «Зимние сумерки». 1930-е годы.

На следующей неделе в Музее истории города Боровичи и Боровичского края откроется выставка «Провинция. Взгляд через эпоху». Два зала — две эпохи, отражённые в работах боровичан, закончивших дореволюционное Училище технического рисования барона Штиглица, и современных студентов Государственной художественно-промышленной академии, которое носит то же имя.

Интереснейшая личность — Александр Людвигович Штиглиц. Сын основателя банкирского дома «Штиглиц и Ко» придворного банкира Людвига Штиглица унаследовал огромное состояние. Сохранив отцовский статус при дворе и в свою очередь утвердившись в качестве крупнейшего российского финансиста, барон использовал свои капиталы на благо государства. Строил на собственные средства железные дороги — Балтийскую и Петергофскую. Основал и содержал в Петербурге училище, понимая насущную необходимость в образовании такого типа.

Все активы Штиглиц держал в России, в отечественных ценных бумагах. Рассказывают, что вопросы коллег по этому поводу он парировал словами: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

Не правда ли, есть с чем (и с кем) сравнить линию Штиглица? Причём в контексте эпох. Исходя из особенностей нынешнего российского капитализма. Но не будем о грустном.

Нынешнюю академию Штиглица привёл в Боровичи практический интерес — здесь живёт и здравствует Вельгийская бумажная фабрика, способная производить продукцию, отвечающую художественным запросам учебного учреждения.

Дальше — по цепочке. Чтобы оценить качество бумаги, надо её опробовать. И группа студентов кафедры станковой и книжной графики в составе 20 человек приехала в Боровичи на пленэр. Город принял творческую молодёжь гостеприимно. Местные власти помогли решить все вопросы, связанные с проживанием. Студентов познакомили с Боровичами, организовали загородные экскурсии в галереи художников Николая Алексеева и Татьяны Домашенко-Садо. По ходу дела и возникла идея творческого отчёта — выставки студентов академии, объединённой с экспозицией боровичских художников из фондов музея.

— В нашей коллекции представлены работы четверых боровичан, обучавшихся в Училище технического рисования барона Штиглица, — рассказывает заведующая Музеем города Боровичи и Боровичского края (филиал НГОМЗ) Ирина СТОЛБОВА. — Они из разных сословий: Мария Орлова — из мещан, Александр Шепелев — из крестьян, Леонид Плаксин и Яков Каёв — из интеллигенции. Что, в общем-то, говорит нам о доступности профессионального художественного образования для одарённой молодёжи того времени.

Из блокнота академического пленэра: «Вельгийская бумажная фабрика». 2021 г.

Кстати, «крестьянин» Шепелев по окончании училища стажировался во Франции и Италии. На выставке в Боровичском музее будут представлены семейные портреты художника. Его работы хранятся также в Самарской художественной галерее.

Орлова преподавала художественные предметы в Боровичах и Новгороде. В фондах музея сохранилась архитектурная графика художницы, а также скульптурные портреты, акварельные рисунки для росписи фарфора и вышивки.

Плаксин после революции заведовал театрами Пролеткульта, затем по его личному заявлению был назначен инструктором по музейному делу «с определённой задачей — организовать музей». Но при этом его собственное творчество на родине представлено очень скромно — «Лесной часовенкой», выполненной маслом на холсте.

Каёв — участник Первой мировой войны, убеждённый сторонник советского строя, с энтузиазмом отражал новую жизнь. Как график и карикатурист он сотрудничал с московскими и ленинградскими журналами и газетами. В послевоенные годы работал с молодёжью, вёл изостудии в Боровичах. Творческое наследие художника на предстоящей выставке можно будет увидеть во всём его жанровом разнообразии — графические портреты горожан, миниатюрные зарисовки Боровичей, исторические сюжеты.

— К сожалению, в наших фондах не так много работ, на которых запечатлены старые Боровичи, — продолжает Ирина Столбова. — И Яков Каёв отчасти помогает восполнить этот пробел.

Перейдя от искусства кануна революции и первых годов советской власти к современности, на первый взгляд, было бы странным также воспользоваться словом «ретроспектива». Тем не менее в академии в своей аннотации к выставке именно так назвали работы студентов. Ведь речь идёт не только и даже не столько о зарисовках на пленэре. Для экспозиции в Боровичах были отобраны работы начиная с 2000 года. Это — «книжные развороты, иллюстрации и станковые листы в различных печатных техниках: линогравюра, офорт, литография, шелкография, монотипия, а также в оригинальной технике». Современный академический подход — это «новаторство и эксперимент в единстве с бережным отношением к традиции».

— Вот и попробуем сравнить и понять, — приглашает на выставку Ирина Столбова, — что значит 100 лет спустя с точки зрения художественного образа и техники рисунка.

Экспозиция откроется 17 февраля. Сотрудничество Боровичей с Санкт-Петербургом обещает продолжение. Как ожидается, будет подписан договор между районной администрацией и художественно-промышленной академией.