Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

На одном крыле

Озеро Дехино скрывало интереснейшую историю о боевой авиации Балтийского флота.

Фото: из архива Александра МОРЗУНОВА

Установлены имена членов экипажа гидросамолёта, затонувшего в 1941 году в озере Дехино

В предыдущем номере «НВ» был опубликован материал «Заблудившийся разведчик», в котором мы рассказали о том, как поисковый отряд «Находка» обнаружил в озере Дехино самолёт МБР-2. Морской береговой разведчик направлялся с острова Эзель (Сааремаа) в Балтийском море в Ораниенбаум, однако сбился с курса, оказавшись в болотистой местности на стыке Старорусского и Демянского районов. Находка дала повод к обобщениям, ведь в 1991 году такой же самолёт был найден в озере Шлино, и к дальнейшим поискам — прежде всего в архивах.

Накануне выхода номера газеты в свет поисковикам удалось установить поимённо экипаж гидросамолёта, обломки которого более 80 лет пролежали на илистом дне озера Дехино.

Командир отряда «Находка» Александр Морзунов надеялся, что удастся заполучить докладную воентехника Анатолия Мурашова. Поисковикам стало известно, что он находился на борту МБР-2, рухнувшего в мелководное Дехино, долго находился в плену, но войну закончил в рядах Красной Армии. Надежды оправдались быстро, причем очень быстро. Воспоминания Анатолия Николаевича Мурашова даже публиковались.

Записки воентехника

В начале войны он служил в 15-й отдельной авиаэскадрилье (ОАЭ), базировавшейся на Эзеле. Эскадрилья оказывала поддержку бомбардировшикам, летавшим в августе 1941 года на Берлин.

«Восемнадцатого сентября 1941 года 15-я ОАЭ получила приказ перелететь на своих самолётах из бухты Кихельконне на аэродром в районе Новой Ладоги, — вспоминал Анатолий Николаевич. — Перелёт планировался в несколько дней, только ночью и одиночными самолётами».

Мурашов вошёл в экипаж, в составе которого были: замкомандира капитан Валентин Новосёлов, начштаба старший лейтенант Григорий Репин, воентехник Константин Снегур, шифровальщик Дмитрий Гаврилов — все из 15-й ОАЭ, а также начштаба 12-й КОИАЭ капитан Самуил Гольберг. Вёл самолёт Новосёлов, старшим группы был Гольберг. Лететь предстояло над территорией, занятой врагом.

Анатолий Мурашов, член экипажа МБР-2. Фото военных лет

Вот как описывал полёт Мурашов: «В конце маршрута, ближе к Ленинграду, нас обстреляла вражеская зенитка. Снаряд попал в самолёт, разворотил всю плоскость. Была выведена из строя левая группа бензобаков, элероны не действовали, запахло гарью. Началась борьба за живучесть самолёта. Старший лейтенант Новосёлов с великим трудом удерживал самолёт в горизонтальном полёте, рассчитывая перелететь линию фронта и сесть на своей территории. Бензин вылился, мотор заглох, самолёт беспорядочно плюхнулся в воду. Все получили сильные ушибы.

Тонувший самолёт мы покинули на резиновой шлюпке, которую успели вытащить. Я успел снять пулемёт ШКАС вместе с патронным ящиком, Новосёлов снял второй. На шлюпке мы пробивались к берегу. Гольберг отобрал у нас все документы. Лично я в руки Гольберга отдал комсомольский билет и удостоверение личности. То же сделали все остальные. Я видел, как Гольберг привязал все документы к пулемёту и сбросил всё в воду. Было темно. Мы выбрались на берег, нас окружили фашисты, завязался бой».

В перестрелке Мурашов был ранен и не мог пошевелиться от боли. Он слышал, как удалялись хлопки выстрелов. Потом наступила жуткая тишина. Он понял, что остался один. Пролежал на одном месте до рассвета и весь день. Вечером его нашли немцы…

В 1943 году Анатолию Мурашову удалось бежать из концлагеря Радвилишкис в Литве к партизанам. В 1944-м отряд соединился с советскими частями. В 1945-м он узнал, что Новосёлов и Репин остались живы.

Секретный борт

Лётчики-краснофлотцы прорвались через линию фронта к своим. Один из них добрался до Москвы, где сообщил о том, как погиб самолёт. Видимо, необходимость такого доклада диктовалась ценностью груза на борту МБР-2.

— Это был не простой борт, — полагает Александр Морзунов. — Комсостав, шифровальщик. Можно предположить, что самолёт вывозил шифры, секретные документы, которые ни при каких обстоятельствах не должны были достаться врагу.

Поисковики планируют вернуться на озеро Дехино: должен же где-то быть выкинутый Гольбергом пулемёт.

Весь экипаж «дехинского» самолёта числился среди пропавших без вести. Причём по документам они пропали за два дня до вылета с Эзеля. Всех из 15-й ОАЭ, не долетевших до аэродрома назначения, записали этим днём.

И Новосёлов, и Репин пройдут всю войну до самой Победы. Ратный труд Валентина Николаевича и Григория Сергеевича отмечен орденами Красного Знамени и многими другими боевыми наградами. Репин дослужится до звания полковника.

Дмитрий Гаврилов выживет в фашистском плену. Есть документ, датированный ноябрём 1945 года, о его нахождении на сборном пункте для репатриированных граждан из числа военнопленных.

Константин Снегур после трёх безуспешных попыток побега из немецких лагерей в 1943 году будет передан гестапо в Карлсбаде. Так тогда назывался нынешний чешский курорт Карловы Вары. Там следы воентехника 15-й ОАЭ теряются.

В августе в Москве Государственный архив Министерства обороны планирует выставку, посвящённую операции возмездия «Берлин». Отряду «Находка» предложено подготовить стенды с историей двух экипажей гидросамолётов МБР-2.

Расовый марксист

Печальная участь постигла и Самуила Гольберга. По всей видимости, его пребывание в плену было самым кратким.

— Мы работаем с немецкими архивами, — говорит Александр Морзунов. — Благодаря этому к нам в руки попал такой документ, как характеристика на гауптмана Гольдберга (это несомненно капитан Гольберг) от 25 ноября 1941 года.

Допрос проводился на предмет пригодности для дальнейшего использования военнопленных германским Люфтваффе (Luftgau II Posen). Вывод — в буквальном смысле убийственный: «Таким образом гауптман Г. в целом представляет собой тип умного, уравновешенного еврейского интеллектуала, который хладнокровно и сдержанно преследует свои цели и который уже сам по себе является марксистом по расовому признаку и по сути своей марксистом». Марксист по расовому признаку. У капитана не было ни единого шанса.

Возможно, у Самуила Гольберга есть потомки, близкие — теперь они узнают, как и почему он «пропал без вести».

Яблонька для краснофлотца

Нашим поисковикам удалось установить судьбу члена другого экипажа — из гидросамолёта, найденного более 30 лет назад новгородским клубом «Новый Аквилон» в озере Шлино. Это воентехник Семён Хорак. Это он погиб при падении МБР-2.

Тут надо сказать спасибо местным краеведам, записавшим воспоминания жительницы деревни Мартюшино, рассказавшей, как упал самолёт, как нашли и похоронили погибшего. Следовательно, все эти годы он покоится на гражданском кладбище в деревне Яблонька. Но имени его там нет. Возможно, близкие приедут теперь сюда, чтобы поклониться его праху.

Среди пропавших без вести в сентябре 1941-го до сих пор числится целый экипаж МБР-2 в составе командира звена старшего лейтенанта Георгия Трошина, штурмана звена лейтенанта Александра Замятина и воздушного стрелка старшего сержанта Дениса Березового. Как знать, может, и они завершили свой полёт где-нибудь в новгородской глуши?

А гидросамолёт, которым управлял капитан Новосёлов, наверное, всё же нельзя называть «заблудившимся разведчиком». Пробитое правое крыло вполне могло скорректировать курс. В любом случае лётчик сделал всё что мог.

Теги: ВОВ, история, поисковики, Демянский район