Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Дом Рахманинова

Экспозиционный зал переносит нас во вторую половину XIX века.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Им стала выставка, посвящённая 150-летию великого композитора

Экспозиция «Рахманинов. Колыбель гения», открывшаяся в Музее изобразительных искусств, действительно напоминает дом. Визуальный эффект создают реконструкции — гостиная, парковая зона отдыха с венским диваном, стульями, бадминтоном… Здесь уютно и стильно — в духе эпохи (это вторая половина XIX века). Исторические костюмы, предметы быта и интерьера.

На открытии — родословие Рахманиновых-Бутаковых, дворянские гербы. В экспозиции представлены фотографии, редкие книги, документы, нотные листы. Есть уникальные вещи, например записи из метрических книг. Сергей Рахманинов, как известно, родился в усадьбе Семёново и был крещён в церкви Космы и Дамиана в деревне Старые Дегтяри. Есть совершенно раритетные ноты из домашней библиотеки бабушки Софьи Александровны и матери Любови Петровны Бутаковых.

Принято считать, что музыкальность у Сергея Васильевича — от отца Василия Аркадьевича, наигрывавшего и сочинявшего на фортепиано. Однако и новгородские дворяне Бутаковы также были очень музыкальны. Софья Александровна обладала прекрасным контральто. Бабушка и мама ценили церковное пение. Любовь Петровна часто брала Серёжу на службы в Десятинный монастырь. Внимание мальчика привлекла икона св. Пантелеймона. Придёт время, и Рахманинов напишет произведение для хора «Пантелей-целитель». А в третьей части («Слёзы») первой сюиты С.В. Рахманинова буквально воспроизводится звучание четырёх колоколов Софийской звонницы.

Всё имеет свою причину и следствие. Что-то повлияло на музыкальные интересы, что-то — на черты характера. Казалось бы, о чём может рассказать такой экспонат, как золотые часы? Кроме того, что они передавались по наследству и принадлежали матери Сергея Рахманинова? Как рассказал куратор выставки научный сотрудник НГОМЗ Антон МАРТЬЯНОВ, часы были подарены Любовью Петровной своей горничной. И это — пример щедрости, отличавшей членов семьи, и, видимо, впитанной с детских лет Рахманиновым, ведь Сергей Васильевич был меценатом и благотворителем.

Выставка — это более 400 экспонатов, рассказывающих о семье Рахманинова и передающих атмосферу дворянского усадебного быта.

По признанию заместителя генерального директора НГОМЗ Олеси РУДЬ, когда работа по организации выставки была в самом начале, вся экспозиция умещалась в двух руках. А теперь это — большой зал площадью 500 квадратных метров.

Дело в том, что выставка — совместный проект. Большой вклад в её создание внесли партнёры, среди которых — Российский национальный музей музыки, музей-заповедник С.В. Рахманинова «Ивановка», Институт истории материальной культуры РАН, Российская государственная библиотека. Очень помогли новгородцы: Государственный архив аудиовизуальной документации и Государственный архив Новгородской области, Центр музыкальной культуры им. С.В. Рахманинова МАУК «Диалог», Народный музей А.С. Аренского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова при областном колледже искусств. Выставка поддержана фондом «История Отечества».

Вместе с тем за нею — не только те полтора года, в течение которых формировалась экспозиция.

— На самом деле это — итог гораздо более длительной, огромной работы, — отметила автор концепции выставки Татьяна БЕРФОРД. — Всё началось, когда в Новгороде появилась бывшая певица Тамара Самсонова. Будучи уже на седьмом десятке, она таскала воду из Волхова и поливала сирень, посаженную ею в разрушенной бывшей усадьбе Рахманиновых Онег.

Сирень — это один из символов новгородского Онега и старорусского Семёнова. И как же украсил выставку пышный букет, привезённый из Санкт-Петебурга! Время не пришло, но сирень — настоящая.

За долгие годы усилия Тамары Самсоновой были восприняты и поддержаны многими людьми. Добрым словом на открытии выставки вспоминали чету новгородских рахманиноведов В.В. и И.Г. Демидовых, старорусский клуб киноискусства «КраеведЪ» и многих других.

У Сергея Рахманинова есть пьеса «Осколки». Название невольно перекликается с печальной судьбой рахманиновских мест на Новгородчине. Представленные на выставке артефакты, найденные при раскопках в Онеге, — это действительно осколки. Но сегодняшний музейный рассказ о «колыбели» — это цельная картина.

По словам Татьяны Берфорд, она маркирует Новгородчину как родину Сергея Васильевича Рахманинова.

— А это — то звание, которое мы ни с кем не хотим делить!

Выставка продлится до 30 июля.

Теги: Рахманинов, выставка, культура, Великий Новгород