Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

«Диктатура времени»

«Рогачёвка», 1922 год. Улица детства Сварога (ныне — имени Ломоносова). Родные места. Милая тихая провинция. Поэзия в красках. Сто лет назад…

В Старой Руссе прошла презентация альбома-каталога произведений художника Василия Сварога

Новгородский музей-заповедник и автор-составитель издания искусствовед Татьяна Володина подготовили прекрасный подарок почитателям таланта Василия Семёновича Сварога (Корочкина), а также истории и искусства Новгородчины. Выход издания, представляющего произведения художника в собрании НГОМЗ, был приурочен к 140-летию со дня его рождения. Сварог родился в Старой Руссе 5 (18) марта 1883 года.

Почему — «Диктатура времени»? Название возникло не вдруг, оно уже использовалось при проведении выставки работ Сварога из коллекции музея в 2017 году. То был год 100-летия русских революций. Художник принял обе.

В феврале 1917 года несколько пуль пробили окно мастерской Сварога, попав в портрет сына Ильи Репина — Юрия. Илья Ефимович был весьма огорчён происшествием и в письме Василию Семёновичу просил отдать картину на реставрацию, обещая оплатить расходы. Ему очень нравился этот портрет. Знакомство с Репиным имело большое значение для становления Сварога-художника в дореволюционный петроградский период его жизни. К сожалению, из написанного им в то время в музейной коллекции ничего нет. Творчеством он просто зарабатывал себе на жизнь.

Сварог активно сотрудничал с журналами, откликаясь на глобальные и трагические события, в которые была вовлечена Россия. Вот его обложка журнала «Огонёк», отображающая бесцельную жестокость германских отрядов по отношению к беззащитным поселянам. А вот уже карикатура в журнале «Красный смех» на царскую семью и Распутина.

У каждого — свой путь, свой выбор. Можно не подчиниться диктату времени. Как сказал о себе поэт, мистик, жертва сталинских репрессий Даниил Андреев:

Не заговорщик я, не бандит, — 

Я вестник другого дня. 

А тех, кто сегодняшнему кадит, 

Достаточно без меня. 

Сварог рисовал Ленина-Сталина, рисовал видных деятелей советского государства. Значит, «кадил»? Не всё так просто. Почему художнику, выросшему в бедности (спасибо землякам-старорусцам, собравшим деньги на его поступление в Петроградскую школу технического рисунка Штиглица), было не поверить в «светлое будущее»? Конечно, он не мог не видеть и мрачных красок грандиозного коммунистического эксперимента. Друзья, знакомые попадали в жернова репрессий. Но совхоз «Гигант» — бурно развивающееся хозяйство на Ставрополье, где Василий Семёнович побывал в творческой командировке, тоже существовал. И это было его искреннее впечатление.

Татьяна Володина в подробном очерке-исследовании жизни и творчества художника пишет, что он как раз и «интересен раздвоенностью», «разделённостью на официальное и личное, которая характерна для эпохи Сталина и других тоталитарных и жёстко идеологизированных эпох, — и самим творчеством, его частью, скрытой от глаз современников». И ссылается на мнение известного советского художника, реставратора, деятеля культуры Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечавшего, что «безупречные вещи» появлялись у Сварога «тогда, когда он работал не по заказам и не «сверхсрочно», а по собственной охоте и страсти». Это его крымские ландшафты, живописные уголки столицы, натюрморты, акварели, портреты.

В жизни Сварога было три главных города: Петроград-Ленинград, Москва и, конечно же, Старая Русса. Он возвращался на родину в тяжёлое послереволюционное время, жил здесь на протяжении 1919–1922 годов. Этот сравнительно краткий период был отмечен активной творческой деятельностью — разносторонне одарённый Сварог участвовал в создании и постановках Старорусской оперы.

По словам Татьяны Володиной, работа над изданием заставила её в чём-то даже изменить своё отношение к художнику: «Любого состоявшегося художника, а Сварог, без всякого сомнения, состоялся, если глубоко погрузиться в его творчество, начинаешь понимать лучше. И ценить его выше, конечно. Так получилось, что когда я пришла на работу в музей, а было это в далёком 1978 году, моим заданием стала реэкспозиция Старорусской картинной галереи и в первую очередь Сварога. Нынешний изданный альбом-каталог — некое логическое завершение. Прошло много лет, в стране снова — полным ходом иная эпоха. Но Василий Семёнович Сварог — по-прежнему очень интересный художник. Несмотря на то, что при жизни всецело принадлежал своему времени. У него было удивительное чутьё на время. И его художественный идеализм — это тоже время. Таким оно было. Возможно, при иных обстоятельствах его талант заблистал бы иными гранями. Люблю его акварели — в них он, как мне представляется, в наибольшей степени оставался художником, идущим от самого себя».

В 1943 году к 60-летию Василий Сварог был награждён орденом Красного Знамени. В том же году состоялась его первая персональная выставка. 

Василий Семёнович скончался в последний день уже послевоенного, 1946 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могилу выполнил его ученик и земляк Николай Томский.

Теги: Старая Русса, Сварог, художник