или Почему старину гораздо труднее услышать, чем увидеть
Выставка «От крюков до топоров. Грани древнерусского певческого искусства», открывшаяся в главном здании НГОМЗ (здание Присутственных мест), не может поразить широтой экспозиции. Между тем это культурное событие можно назвать и в прямом, и в переносном смысле знаковым. Вероятно, это первая попытка познакомить нас с древними церковными распевами, воспроизводившимися на основе крюковой (знаменной) аннотации.
— Мы можем лишь чуть-чуть приподнять завесу незнания, — говорит куратор выставки, научный сотрудник НГОМЗ Илья МЕЛЬНИКОВ, — дать скромное представление о профессиональном музыкальном искусстве в Древней Руси. Несравненно проще познакомиться с архитектурой, живописью. Вот это — смотрите. А вот как звучали распевы в Софийском соборе в Средние века?..
Древние традиции знаменного пения были утрачены уже к XIX столетию. Затем, как это обычно бывает, предпринимались попытки его возродить. Этим занимались лучшие русские композиторы. Создавались замечательные произведения. Но те ли?
А сами крюки, в общем-то, молчат. Это же не известные всем нам современные ноты, чтобы буквально воспроизводить мелодический рисунок. Хотя благодаря новгородскому распевщику Ивану Шайдурову, о котором напоминает нам Илья Мельников, часть дошедших до нас старинных записей можно «прочесть ушами». До конца XVI века крюковая аннотация не обозначала высоту звука. А Шайдуров ввёл специальные красные пометы для её обозначения.
XVI век — пора расцвета новгородской певческой школы. А древнейшие русские певческие рукописи были созданы здесь ещё в XI–XII веках. Профессиональные исполнители и сочинители церковных песнопений, жившие в Новгороде, славились по всей Руси.
До настоящего времени живая школа знаменного пения, передаваемая из поколения в поколение, сохранилась у старообрядцев. Но и она претерпела изменения, и это уже не та традиция, которая существовала в Софии в XI–XII веках. Интересно, что на открытии выставки прозвучали песнопения в исполнении певчих Рижской Гребенщиковской общины, где поддерживаются традиции школы Соловецкого монастыря. И это исполнение могло бы удивить их единоверцев, привыкших к тому звучанию, которое они слышат в моленной какого-нибудь маленького городка, где от века живут старообрядцы.
Но экспозиция прежде всего демонстрирует историю развития древнерусского знаменного пения на основе памятников рукописной и старопечатной книжности из фондов НГОМЗ. В частности, это певческие книги и учебники XVII–XX веков, записанные крюками. Здесь можно проследить, как с течением времени изменялась традиция записи распевов.
Кстати, а что такое топоры? А то всё крюки да крюки. Как пояснил Илья Мельников, это более поздний термин, чем крюки. Исполнители называли этим словом квадратные ноты, пришедшие на смену крюкам.
Выставка продлится до 3 июля.
Теги: Великий Новгород, музей, выставка, НГОМЗ