Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Тихая царица

Сырков монастырь. Гравюра. XIX век. Иллюстрация с выставки «Её Величество Молчание»

Кем была таинственная Вера Молчальница, покоящаяся у стен Сыркова монастыря?

Совсем недавно, 19 мая, была годовщина по смерти кроткой странницы, почившей в своей монастырской келье близ Новгорода теперь уже 162 года назад. И уже без малого 200 лет со дня кончины императрицы Елизаветы Алексеевны, урождённой Марии Луизы Августы принцессы Баден-Дурлахской, похороненной в царской усыпальнице в Петербурге. Но с XIX по наш XXI век существует молва, будто царица не умерла скоропостижно от болезни в городе Белёве Тульской губернии на пути с юга в столицу, а покинула суетный мир ради служения Господу и подвизалась под именем Веры Александровны, приняв обет молчания.

Иными словами, царица совершила то же, что и её венценосный супруг, якобы инсценировавший свою смерть в 1825 году в Таганроге, чтобы оставить трон и пуститься в странничество. По легенде, Александр Павлович ушёл в Сибирь, где стал известен под именем старца Фёдора Кузьмича, или Фёдора Томского.

По сей день то, что сугубо рациональному уму кажется невозможным, не подтверждено и не опровергнуто. Повод напомнить об этой исторической загадке нам даёт «Ночь музеев» и открытие в Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника экспозиции «Её Величество Молчание», представленной москвичками Людмилой Стародубцевой и Ольгой Дудниковой.

Мироточивый портрет

Людмила Васильевна и Ольга Алексеевна — члены Российского военно-исторического общества. Но надо заметить, что данная тема — их личная инициатива. И экспозиция ими подготовлена за свой счёт. По сути, это подвижничество. Они не стараются убедить, тем более просто заинтриговать. Говорят о том, во что сами верят. Как люди верующие.

— С чего всё началось? — переспрашивает Людмила Стародубцева. — Как-то попала ко мне книжечка про Фёдора Кузьмича, и я поехала в Томск. Потом мне захотелось побывать на могиле Веры Молчальницы. И вдруг прочла в газете о происшествии на дискотеке в Сыркове — девочке стало плохо. Оказывается, это под Новгородом, там есть несохранившийся монастырь. Мы с подругой приехали туда. Навстречу бежит женщина: «Вам на могилку?»

Это была Евдокия Злыднева, добровольная смотрительница за святыней. Евдокия Григорьевна родом из Казахстана. Как оказалась в Сыркове? Рассказала, что видение было: явилась ей женщина в чёрном. Евдокия как могла защищала бывший монастырь от поругания, встречала приезжих, вела тетрадку чудес. Да, люди, бывало, делились рассказами, как, побывав на могилке, получили исцеление или помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

У неё самой было чудо: в день кончины Веры Молчальницы замироточил портрет Елизаветы Алексеевны. Даже не икона, а обычная репродукция. В соборе Сретения Божией Матери Владимирской портрет стоял на том месте, где Вера Молчальница молилась.

Принцесса Мария Луиза Августа. Иллюстрация с выставки «Её Величество Молчание»

— Мы подарили Евдокии икону «Спас Благое Молчание», — продолжает Людмила Стародубцева. — И уже потом узнали, что икона особо почитается 28 сентября, а это — день коронации Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны.

Самый ковидный год Евдокия, увы, не пережила. Скончалась она 28 сентября.

Один человек

В 2015 году к 190-летию кончины императора Александра I и 20-летию обретения мощей святого старца Феодора Кузьмича в Красноярске прошёл духовно-просветительский форум. За год до этого Стародубцева и Дудникова побывали в Ачинске, где сняли копии с месяцеслова, написанного старцем. Затем была заказана графологическая экспертиза, чтобы сличить почерк в месяцеслове и архивных документах, подписанных Александром I. Эксперт сделал вывод, что это писал один и тот же человек.

По словам моих собеседниц, была предпринята также генетическая экспертиза, однако её результаты неизвестны. Они надеялись, что работа будет продолжена, что исследование распространится и на Веру Молчальницу, но после первых сенсационных новостей в федеральных СМИ наступила тишина.

— Возможно, ещё не время, — считает Людмила Стародубцева. — Передали же сейчас рублёвскую «Троицу» из музея лавре. Ещё недавно предположить такое было трудно.

Интересная деталь: графолог по почерку определил, что этот человек пережил глубокую психологическую травму. Как известно, путь к трону Александру открыло преступление — с молчаливого согласия наследника заговорщики умертвили Павла I. Впоследствии у Александра Блаженного были причины задуматься о божьей каре: умирали дети, напал Наполеон, случилось страшное наводнение 1824 года…

Вместе с тем столькие испытания вернули Александру и Елизавете тёплые чувства друг к другу. Ради здоровья супруги государь решил увезти её из сырого Петербурга в солнечный Таганрог. И вдруг всё рухнуло. В последний день 1825 года Елизавета Алексеевна писала матери: «Часто отчуждённые друг от друга, мы тем или иным образом снова сходились; очутившись, наконец, на истинном пути, мы испытывали лишь одну сладость нашего союза. В это время она была отнята от меня!» Можно ли рассматривать это искреннее сокрушение как часть плана по инсценировке смерти супруга, а затем и своей собственной?

По-небесному и по-земному

Биография Веры Молчальницы основывается на описаниях, оставленных несколькими людьми. «Сведения начинаются с 1834 года, — пишет один из них — священник Николай Грузинский, — когда подвижница появилась впервые в Тихвине под видом странницы, назвавшись Верой Александровной; паспорта при ней не было».

Отсутствие документа вызвало подозрения у полиции: странницу по этапу отправили в Валдай. Там следователь долго допытывался, кто она такая. «Если судить по-небесному, — отвечала она, — то я прах, земля; а если судить по-земному, я выше тебя». После этого Вера Александровна замолчала на долгие 23 года.

Из Валдая её перевели в Новгородскую тюрьму, где она провела полтора года, а затем примерно столько же — в Колмовской психиатрической больнице. Оттуда её вызволила графиня Анна Орлова-Чесменская, предложив поселиться в Сырковом монастыре.

Граф Михаил Толстой в своих «Воспоминаниях» рассказывает, будто игуменья была недовольна тем, что из-за молчальницы в обитель стало стекаться много народу, и даже ездила в Петербург к митрополиту Серафиму. Но «престарелый митрополит вскочил с кресел и вскричал: «Ах ты дура баба! Да нас с тобою скорее выгонят, нежели её. И поминать об этом не смей!»

Могила Веры Молчальницы. Иллюстрации с выставки «Её Величество Молчание»

Его сиятельство сам ездил в Сырков монастырь, где Вера Александровна отвечала на его расспросы записочками, которые, однако, не дозволила взять с собой и сожгла их на лампадке. Толстого заинтересовал миниатюрный портрет на стене, в котором он узнал светлейшую княжну Анну Петровну Лопухину». А Вера Александровна, не назвав имени, якобы ответила ему, что это её мать. Понятно, что благодаря графу существует ещё одна версия о благородном происхождении Веры Молчальницы.

Известно, что к ней в монастырь приезжал даже Николай I. Но к кому всё-таки — к княжне или к царице? И зачем сжёг дневник Веры Александровны? В 1837 году по указу царя в Белёве была установлена стела в честь Елизаветы Алексеевны. Там только дата и подушка с лежащей на ней короной — это символизирует окончание пути императрицы и начало пути странницы?

Исследователи строят предположения из того немногого, что ещё оставалось по её уходе. Например, это сделанные её рукой выписки из Евангелия и листки с выведенными на них буквами Е, П, А. Возможно, они означали имена Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны.

* * *

О Елизавете Алексеевне писал Пушкин:

Я пел на троне добродетель 

С её приветною красой. 

Она была очень хороша собою, очень родовита, очень образованна — знала несколько языков.

Вера Молчальница заговорила лишь на смертном одре. Её последним словом было «Господи…» Похоронить себя она просила рядом с игуменьей Сыркова монастыря Александрой Шубиной. Матушка Александра была восприемницей Елизаветы Алексеевны, когда она принимала православие…

Теги: Вера Молчальница, Сырков монастырь