В культурном слое XV века нашли судовые принадлежности, изготовленные на полтысячи лет позже
Якорь, причём морской, обнаружен на стыке XIV и XV столетий при раскопках на территории «Морского центра капитана Варухина Н.Г.». Вдобавок археологи извлекли ещё и судовой винт.
И то, и другое располагалось в непосредственной близости от стены спортивного зала образовательного учреждения. Но едва ли причиной смешения эпох может быть его хозяйственная деятельность. Скорее всего, якорь «провалился» в Средние века до появления КЮМа.
— Раньше там были мастерские по ремонту судов, — сказал «НВ» директор Морского центра Сергей ТКАЧЕНКО. — Суда затягивали внутрь по слипам. Когда площадка для их подъёма устраивалась, тогда, видимо, и закопали якорь и винт.
Археологическое наблюдение за строительными работами, как мы понимаем, в ту пору не велось. Руководствовались потребностями настоящего.
Окольные пути
Старший лаборант Института археологии РАН Александр БАДАЛОВ рассказал, что проблемы начались, как только был вскрыт объект исследования, — показались бетонные основания. То есть остатки тех самых слипов. То, что с них падало, образовало техногенный слой. Тросы, какие-то детали и прочая металлическая всячина — это надо было аккуратно вычищать вручную. А вот чтобы достать якорь, пришлось вызывать экскаватор.
— Даже он тут попотел, — улыбнулся Александр.
Якорь оказался на той же глубине, что и средневековая усадьба. Точнее — две усадьбы. Один из срубов не имеет полного контура — против бетона и металла шансов у него не было. Слипы, спокойно забравшись в XIV век, увлекли за собою артефакты, отстоящие очень далеко друг от друга по времени. Например, практически рядом были найдены медные пулы (они же «чешуйки», разменные монеты) из XV–XVI веков и нательные янтарные крестики, которые относят к домонгольскому периоду. И, допустим, между этими датами — вся Новгородская республика.
Есть и другие находки — печати, перстни. Грамот пока нет. Возможно, это объясняется тем, что данный участок был ещё и «проколот» водопроводом, что привело к разгерметизации культурного слоя. Ведь результатом даже точечных вторжений было проникновение кислорода.
Видны остатки срубов, верхнего яруса мостовой, придомового настила, по поводу которого археологи шутят: мол, надо же было где-то культурно покурить, а не так, чтобы как за порог, так сразу в грязь.
Мостовая — примерно 3,5 метра шириной. Типичный размер окольных улиц средневекового Новгорода. Для сравнения: на Ильине улице мостовая была вдвое шире. Кстати, здесь, на территории КЮМа, мы находимся на Другоновой улице. Неподалёку заложен ещё один раскоп — это уже Боркова улица.
При раскопках около Морского центра на стыке XIV и XV веков обнаружили более современные якорь и судовой винт. Но археологи очень надеются, что всё самое интересное ждёт их впереди. Ведь они подошли к стерильному слою, где уже не должно быть никаких вторжений со стороны XX века.
Домик у реки
Сруб, сохранивший полное очертание стен, был домом 5х6 метров. Для своего времени это довольно большой дом. Можно смело предположить, что жили в нём люди вполне обеспеченные. Впрочем, насколько удобно им тут жилось, это ещё вопрос. Близко же к реке. Вполне можно было оказаться по весне в зоне затопления. И МЧС бы не помогло.
— Ответом на вопрос, как они здесь жили, можно считать раскоп 2020 года, когда в прибрежной зоне был найден кусок бревенчатой стены, изначально оборонительного назначения, — заметил Александр Бадалов. — Дендрологический анализ установил, что стена была возведена в XIII веке. По мере нарастания слоя грунта она превратилась в своеобразную набережную. И, видимо, могла служить защитой.
А за вычетом угрозы наводнений иметь «домик у реки» было выгодно. Наверное, хорошо расположившиеся обитатели усадеб, найденных сейчас археологами, были людьми грамотными. Почему бы им было не заняться в свободное время, например долгими зимними вечерами, написанием посланий на бересте?
Словом, археологи очень надеются, что всё самое интересное ждёт их ещё впереди. Ведь они подошли к стерильному слою, где уже не должно быть никаких вторжений со стороны XX века. К тому же два раскопа — это довольно большой массив, составляющий в общей сложности почти 1000 квадратных метров исследуемой площади.
— Вы загляните к нам недельки через полторы, — предложил Александр Бадалов.
* * *
Между тем в Морском центре рассчитывают на найденный якорь.
— Мы приведём его в порядок, — сказал Сергей Ткаченко. — Почистим, обработаем против коррозии, покрасим. Станет как новенький. Хоть в музей! А у нас как раз есть намерение создать открытую площадку с морскими экспонатами возле нашего главного здания. Так что спасибо археологии.
Теги: археология, Великий Новгород, морской центр, реконструкция