Пятница, 22 ноября 2024

Анна Мельникова

Аристократичность и русская самобытность

Организаторы выставки планируют проводить по ней экскурсии для детей посёлка, чтобы они знали о династической преемственности.

Фото: ВК «Музей «Краснофарфорный»

В Чудовском районе открывается выставка о рабочих династиях, посвятивших жизнь фарфоровому делу

При подготовке выставки «Фарфор: наследие династий» в посёлке Краснофарфорный команда проекта «Моя История — моя Земля — моя Династия», поддержанного Фондом президентских грантов, обратилась к бывшим работникам фабрики «Красный фарфорист» с просьбой поделиться фотографиями и газетными публикациями, сделанными, когда предприятие функционировало, а также своими фарфоровыми изделиями.

Как выяснили организаторы, были династии, которые начинались ещё до революции, со времён Ивана Емельяновича Кузнецова — основателя завода. Например, суммарный стаж работы на заводе династии Бураковых составил более 100 лет. Бабушка директора «Красного фарфориста» Виктора Буракова Пелагея Нилова рассказывала, как на все праздники от Кузнецова для мужиков выкатывали бочку пива, а женщин угощали семечками. А вот дочь директора Елизавета, студентка факультета искусств Санкт-Петербургского университета, в настоящее время стала художником-дизайнером проекта.

Удалось узнать о представителях династий Жуковых, Кузьминых, Захаровых, Пименовых, Рюмцевых, Бражкиных и ещё о множестве других. Но большинство династий сформировалось уже после войны. Примечательна история семьи Андрюшкиных: дедушка Арсентий трудился бухгалтером, бабушка Мария — в живописном цехе, их сын Евгений — обжигальщиком, а его супруга — заборщицей-выборщицей изделий. Трое их детей тоже нашли своё место на фабрике и продолжили династию — до тех пор, пока производство не остановилось полностью.

Как говорит один из авторов проекта художница, а в прошлом также работница завода Римма СИНИЦКАЯ, для жителей посёлка промышленное предприятие было больше, чем просто производство. Оно не только финансово обеспечивало людей, но ещё и сохраняло связь поколений, традиции и наследие предшественников.

— Для получения фарфорового изделия нужна длинная производственная цепочка. И чтобы оно вышло качественным, надо знать её всю, — говорит Римма Синицкая. — Если появляется брак, допустим, идёт кривизна на рисунке, то нужно понять, откуда он появился. Возможно, сбой произошёл ещё на литье. К сожалению, знания, которыми обладали фарфористы, нигде не зафиксированы. Нет учебников, по которым можно было бы обучить фарфоровому производству. На заводе в Краснофарфорном знания и мастерство передавались из рук в руки. Фарфоровое производство — это не ремесленный вид деятельности. Но русская самобытность в нём удивительным образом сочетается с аристократичностью.

По словам Риммы, фарфористы обладали умением работать в команде, коллективно творить и созидать. Вклад работников в каждом производственном цикле сказывался на общем результате. И им гордились.

Фарфор из Краснофарфорного считался одним из национальных брендов. Через него можно было узнать о культуре, истории нашего государства. Он и сейчас мог бы стать визитной карточкой региона и страны. 

Художница уверена, генетическая память помогла бы возродить завод:

— Если по какой-то счастливой случайности было бы решено восстановить производство, то у молодёжи посёлка она бы проявилась. Один российский предприниматель-промышленник как-то заметил, что значительно легче поднимать производство в тех населённых пунктах, где заводы строили ещё купцы.

Выставка откроется 10 июня и продлится два месяца. Какие-то из её материалов станут экспонатами будущего общественного музея «Краснофарфорный».

Теги: Чудово, Краснофарфорный, фарфор