Вторник, 21 мая 2024

Анна Мельникова

Воспоминания о мягком изяществе

Татьяна Хващевская на рабочем месте. 2000 год.

Фото: из архива Татьяны ХВАЩЕВСКОЙ

Как создавались изделия на фарфоровом заводе в Краснофарфорном

Воспитатель Татьяна Сергеевна ХВАЩЕВСКАЯ из посёлка Краснофарфорный признаётся: «Я всё-таки в душе производственник». Она любит свою работу в детском саду, много лет трудится педагогом, но те 10 лет, что она отдала фарфоровому заводу, вспоминает с благодарностью и теплотой. К тому же жизни её бабушек и дедушек, а также родителей тоже были связаны с предприятием.

— После школы я отучилась в Новгородском педагогическом училище. В посёлке устроилась по специальности в детском саду. А моя подруга оказалась на заводе. Вечерами она делилась со мной, как художники придумывают рисунки для изделий, рассказывала о производстве. Мне эти истории очень нравились. Однажды я попросила узнать, требуются ли на завод люди. И её дядя — художник-скульптор, руководитель художественной лаборатории Виктор Алексеевич Бирюков — взял меня отливщиком, — рассказала Татьяна Хващевская.

По сложившейся традиции за новичком на заводе закреплялся наставник, который отвечал за его обучение. За работой и её результатами следил контролёр. По словам Татьяны Сергеевны, когда в цехе за тобой наблюдают опытные специалисты и за день несколько раз подойдут и объяснят, как нужно делать правильно, то незаметно становишься частью общего дела:

— Дух команды, в которой каждый понимает свою роль в производственной цепочке, на заводе был крепким. Я оказалась в лаборатории в тот момент, когда проводился эксперимент по отливке кофейного сервиза по проекту Надежды Васильевны Бураковой. Надо было его отлить и посмотреть, как он ведёт себя в обжиге.

Для его изготовления применялся так называемый мягкий фарфор. Чтобы его получить, в глину добавляли воду, жидкое стекло и прочие составляющие. Масса замешивалась в огромных чанах примерно сутки. Суспензия, или шликер, поступали к литейщикам по системе труб и шлангов на их рабочие места, где им наполнялись формы. Из массы вытягивалась влага, предметы подсыхали, после чего мастера заглаживали поверхности, монтировали детали. Затем изделия отправлялись в горновой цех. Причём бракованное шло обратно на переработку в сырьё.

Именно из мягкого фарфора делали самые изящные изделия. Так стенки чашек получались особенно тонкие, прозрачные.

И хотя в работе Хващевской было больше творчества, чем рутины и монотонности, норма существовала. Например, в день она должна была подготовить восемь кофейных сервизов — по 8 кофейников, сахарниц, сливочников, 48 чашек.

С предприятия Татьяне Хващевской пришлось уйти, когда начали задерживать зарплату, постоянно менялись директора. Сейчас она уже спокойно реагирует на ситуацию с закрытием завода и невозможностью его восстановления. Но уверена, что обязательно нужно сохранить память о людях, которые были преданны ему. Поэтому Татьяна Сергеевна присоединилась к проекту «Моя История — Моя Земля — Моя Династия».

— Все, кто хотел остаться в посёлке после банкротства предприятия, нашли себя. Многие говорят, что посёлок для них — это место силы. Можно было бы в нём открыть небольшое фарфоровое производство для изготовления сувенирной продукции. Мастерская у пожилого поколения вызвала бы воспоминания, а дети благодаря ей узнали бы, чем раньше славился Краснофарфорный.

Теги: Чудово, Краснофарфорный, фарфор