В Великом Новгороде открылась выставка, посвящённая 825-летию храма Спаса Преображения на Нередице
Отдельная выставка, посвящённая этому памятнику древнерусской истории и культуры, проводится в Новгородском музее-заповеднике впервые. Среди экспонатов из собрания НГОМЗ есть предметы, ранее не выставлявшиеся.
Храм был построен князем Ярославом Владимировичем в память о его маленьких сыновьях Изяславе и Ростиславе, умерших в 1198 году.
Название Нередицы происходит от местоположения — местности «не в ряду города», за пределами Словенского конца. Это последний новгородский храм, построенный по заказу князя. Нередицы не рядятся — церковь невелика по размеру, проста и лаконична. Вместе с тем — «чрезвычайно выразительна», как отмечал Николай Рерих, путешествовавший по Волхову в 1899 году.
По мнению куратора выставки старшего научного сотрудника НГОМЗ Людмилы ЯКОВЛЕВОЙ, в истории храма можно выделить несколько блестящих страниц. В частности, это Всемирная выставка в Париже 1867 года, где в русской экспозиции в разделе «История труда» были представлены акварели Николая Мартынова, удостоившиеся диплома и бронзовой медали. При этом посетителей выставки восхитили сами росписи Спасо-Преображенской церкви, зарисованные Мартыновым.
В 1903–1904 годах была проведена первая научная реставрация храма под руководством профессора Петра Покрышкина, памятнику был возвращён первоначальный облик. При этом производилась фотофиксация росписей. Впоследствии альбом с фотографиями уникальных росписей был преподнесен императору Николаю II.
В первый же год Великой Отечественной войны от былого величия храма в Нередице почти ничего не осталось — он был разрушен. Но уже в 1944 году сюда приезжает археолог и историк Михаил Каргер. Сооружаются навесы, чтобы спасти хотя бы то немногое, что уцелело на полуразрушенных стенах.
История возрождения храма хорошо известна. И люди, которым довелось, а может быть, посчастливилось взять на себя это бремя. Комплексная реставрация архитектурного облика церкви Спаса Преображения была завершена в 2004 году. Реставрация фресок — тех тысяч обломков, которые извлекла из-под завалов более 70 лет назад архитектор-реставратор Любовь Шуляк, продолжается. Художник-реставратор Татьяна Ромашкевич по-прежнему восстанавливает, собирает эти «пазлы». В 2008 году была возвращена в храм композиция «Христос благословляет князя Ярослава Владимировича, подносящего Ему храм», а в 2015 году — образ св. Иулиании.
Выставка представляет различные периоды долгой жизни храма, в том числе ранний — это фрагменты фресок 1199 года, плинфы и поливные плитки пола конца XII века. Храмовая икона «Преображение» относится к XVI веку, драгоценный напрестольный крест датируется XVI–XVII веками. Есть в экспозиции и медаль Всемирной выставки, много способствовавшей известности храма и его изучению.
Открытие выставки состоялось в день, когда отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери, наиболее чтимой на Руси. Протоиерей Игорь БЕЛОВЕНЦЕВ в своём приветственном слове сравнил храм Спаса Преображения с человеком, который был в здравии и славе, потом тяжко болел, прошёл долгий путь лечения и возвращается к жизни. Памятник скорби (вспомним личную трагедию князя Ярослава) обращается к радости. Как искупительная жертва ведёт нас от скорбей к вере в торжество жизни вечной.
Выставка будет работать по 2 октября 2023 года (0+).
Теги: Великий Новгород, храмы, Спаса Преображения