Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Вы сданы в переплав

Заслуги Григория Бумагина перед Родиной оценены высокими наградами — орденами Ленина и Отечественной войны II степени, а также медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Фото: предоставлена ГАНИНО

Новгородская страница «Ленинградского дела»

Что сегодня в Великом Новгороде напоминает о первом руководителе области Григории Бумагине? На местности, пожалуй, ничего. Между тем этому человеку принадлежала немаловажная роль в послевоенном возрождении.

Григорий Харитонович был первым секретарём обкома ВКП(б) в 1944–1948 годах. Это были годы напряжённейшего труда.

«Когда мы впервые приехали в Новгород, здесь было почти пустое место», — вспоминал Григорий Бумагин. Ни жилья, ни предприятий, ни больниц, ни школ, ни телеграфа, ни железнодорожного сообщения. И одновременно — катастрофическая нехватка рабочих рук. Бумагин был вынужден обратиться в Совнарком с просьбой привлечь к восстановлению Новгорода пленных в количестве 10 тысяч.

Как первый секретарь он являлся фактическим руководителем области и был причастен ко всему, что в ней происходило значимого. К подготовке постановления СНК СССР «О мерах по восстановлению Новгорода», принятого 1 сентября 1944 года. К открытию восстановленного памятника «Тысячелетие России», состоявшемуся 2 ноября. Об этом событии первый секретарь обкома Бумагин и председатель облисполкома Еремеев доложили товарищу Сталину, заверив, что «приложат все усилия для скорейшего восстановления города древнего русского искусства, важнейшего культурного и политического центра страны». Для того они и были назначены, чтобы прикладывать эти усилия.

Восстал, как Феникс

Город оживал. Водопровод, электроэнергия, театр, школа, жилые и административные постройки. «Сейчас Новгород имеет 137.528 квадратных метров», — отмечалось в докладе первого секретаря, опубликованном в ноябре 1947 года в «Новгородской правде». И рядом, буквально через строчку, читаем: «Ликвидированы все землянки». Эти землянки ещё аукнутся Григорию Харитоновичу…

По области открывались новые производства, труженики села боролись за повышение урожайности — из газетных вырезок (тоже документ!), хранящихся в ГАНИНО, создаётся впечатление, что вся Новгородчина отмобилизована на рекордные темпы. Надо понимать, что задачи неизбежно превосходили возможности. Примером тому — письмо академика Щусева на имя секретаря обкома с просьбой спасти от разрушения несколько новгородских храмов — «накрыть хотя бы толем».

«Новгородский обком партии во главе с первым секретарём Г.Х. Бумагиным проделал значительную работу по восстановлению разрушенного войной хозяйства области», — говорится в служебной записке на имя другого первого секретаря — Николая Антонова. В этом документе, подготовленном в канун 70-летия персонального пенсионера союзного значения Г.Х. Бумагина, нет ни слова о такой биографической подробности, как 25-летний тюремный срок.

Нас водила молодость

Григорий Харитонович — человек яркой, но трагической судьбы. Как сама эпоха, поднявшая его из социальных низов, сформировавшая, обучившая, испытавшая, доверившая ответственные посты, а потом без тени сожаления пытавшаяся уничтожить.

Он родился в бедной крестьянской семье в Ивановской губернии, в деревне с ласковым названием Нянькино. Из автобиографии: «Как до революции, так и после родители занимались сельским хозяйством. Имелась корова, не всегда лошадь. Своего хлеба на весь год никогда не хватало. Я в летний период в течение последних 3-х лет перед Октябрьской революцией нанимался в подпаски в свою и соседние деревни».

В 1918 году он вступил добровольцем в Красную Армию. В 14 лет! По окончании Гражданской войны был уволен из армии с должности секретаря агитпропчасти полка. Окончил экономические курсы Госторга-Внешторга в Ленинграде, несколько лет проработал на разных должностях в кооперации. С 1932 года — на партийной работе. В годы Великой Отечественной войны занимал пост секретаря по кадрам Ленинградского обкома ВКП(б). Возглавлял оперативную группу обкома по руководству партизанскими отрядами и подпольем Ленинградской области, был членом Военного Совета 48-й и 54-й армий, председателем комиссии по руководству северо-восточными районами Ленобласти.

Революция и жизнь сделали его ленинградцем. По мнению новгородского писателя и историка Виктора Смирнова, Бумагин привнёс в Новгород ленинградский стиль, который «заключался в хорошем отношении к людям, искреннем внимании к их нуждам, а также в личной скромности и порядочности».

Здесь не Нянькино! 

Но вот что говорил на пленуме обкома в ноябре 1949 года его сменщик, профессиональный чекист Тупицын: «Бывший секретарь обкома Бумагин и председатель облисполкома Еремеев, погрязнув в целом ряде дел, встали на антипартийный путь обмана ЦК ВКП(б), на путь разложения кадров».

На следствии среди прочего припомнили Бумагину и новгородские землянки, которые он якобы вовсе не ликвидировал. Но ведь там никто уже не жил. Вроде на бюро второй секретарь Баскаков предложил не спешить, оставить как резервный фонд.

В феврале 1948 года Баскаков застрелился у себя в квартире, оставив записку: «Дорогие товарищи, я ухожу из жизни честным патриотом своей Родины, верным делу Ленина — Сталина. Прошу не забыть семью».

В ноябре того же года ЦК отозвал Бумагина телеграммой на курсы переподготовки. На этом новгородский период в его карьере был исчерпан, впереди у Григория Харитоновича были совсем другие этапы.

Через год он был отчислен из ВПШ и арестован по так называемому «Ленинградскому делу». В октябре 1950-го был вынесен приговор. Бумагин отбывал срок во Владимире. На свободу он вышел в 1954-м, уже после смерти Сталина.

Его супруга Нина Николаевна находилась в ссылке в Красноярском крае. По решению Особого совещания при МГБ СССР к ней были высланы дети — Людмила и Борис. Как члены семьи осужденного участника антисоветской вредительской группы. Григорий Харитонович всегда особенно переживал за сына. Одного он уже потерял: Валя умер в раннем детстве от скарлатины. Боря был надеждой отца, мальчик имел способности в разных дисциплинах — играл на фортепиано, показывал прекрасные результаты в точных науках. Он и в ссылке побеждал на Сибирской олимпиаде по математике. Но в августе 1952-го Боря погиб. Остались письма, рисунки, грамоты и школьные табели. Эта загубленная юная жизнь тоже навсегда останется на совести властолюбцев, не ставивших ни в грош ничьих достоинств и заслуг. Расстрелы, ссылки, тюрьмы — и это после пережитой страшной войны. Иван Сергунин, комиссар партизанской бригады, будущий председатель Новгородского облисполкома, тоже проходил по «Ленинградскому делу». Возможно, спасла Звезда Героя.

Верните память 

Григорий Бумагин был полностью реабилитирован, после чего обращался в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой вернуть ему, если это возможно, изъятые при аресте документы — нагрудный значок депутата ВС СССР, депутатские удостоверения и билеты, в том числе билеты Новгородского областного и городского советов. В заявлении указал, что эти документы для него очень важны «как память огромного доверия Советского народа». В Новгородском архиве есть ответ из Канцелярии Президиума ВС, из которого следует, что «депутатский значок за № 216 был получен нами в 1951 г. из органов МГБ СССР и сдан в переплав».

После своего освобождения Григорий Бумагин жил и работал в Ленинграде. Будучи председателем совета ветеранов участников партизанского движения в Ленинградской области по общественным делам приезжал и в Новгород. Известно, что он консультировал новгородского журналиста Виктора Лукина, работавшего над книгой «Подполье возглавил Васькин».

* * *

Григорий Харитонович ушёл из жизни 7 ноября 1980 года. Не будем искать тут никакой символики. Так совпало. Тогда страна ещё отмечала очередную годовщину Великого Октября…

В 1990-е годы с его могилы на Богословском кладбище был украден бронзовый бюст. Памятник был восстановлен в прошлом году при содействии администрации Ленинградской области. Тоже реабилитация в некотором роде.

_______________________

При подготовке публикации использованы материалы, предоставленные Государственным архивом новейшей истории Новгородской области.

Теги: Новгород, Григорий Бумагин, СССР