Пятница, 20 декабря 2024

Елена Дружинина

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей

Пединститут, 1953 год.

Физико-математическому образованию в Новгородской области — 70 лет. Точкой отсчёта считается 1953 год, когда был создан Новгородский государственный педагогический институт с тремя факультетами, в том числе и физико-математическим.

Это только начало

Первым деканом физмата стал выпускник Ленинградского государственного университета кандидат физико-математических наук, доцент, известный математик Илья Самуилович Соминский. Он автор не только 20 печатных научных работ, но и учебников по алгебре, сборников задач, таких как «Арифметика рациональных чисел», «Алгебра для самообразования», «Метод математической индукции» и других.

С 1957 года работал на факультете доктор физико-математических наук, профессор, преподаватель астрономии Сергей Викторович Дроздов. Под его руководством был организован астрономический кружок для студентов и школьников, построен астрономический павильон, выпускалась специальная газета «Астрономическая витрина». Кроме того, появился первый в истории Новгорода планетарий в Никольском соборе на Ярославовом Дворище, проработавший до 1993 года.

В первые годы существования физико-математического факультета сформировался ответственный коллектив преподавателей. Многие из них начинали свою трудовую деятельность в школах, поэтому очень хорошо понимали, какие требования предъявляются к будущему учителю.

Учебные планы подготовки учителей физики и математики включали университетские курсы высшей математики, общей и теоретической физики. Но вместо спецкурсов университета в них были методические дисциплины. Все понимали, что учитель физики и математики должен знать свой предмет на очень высоком уровне.

В последующие годы на факультет пришли новые преподаватели из различных вузов: Т.А. Смородина, Л.А. Бородинский, Г.И. Попова, С.А. Кузьмина, И.А. Гессе, П.В. Волков, Л.М. Лихтарников, В.Ф. Витов, А.М. Кузьмин, Г.И. Яковлева, Л.З. Витова, В.Е. Подран и многие другие — в рамках статьи невозможно всех перечислить. Были среди них и выпускники физмата, окончившие аспирантуру и защитившие кандидатские диссертации: В.Г. Иванов, А.И. Георгиев, Н.П. Самолюк, В.Е. Рыбакова, Е.М. Кондрушенко, Е.А. Ариас и другие.

— Помимо преподавания своих дисциплин мы занимались научной работой, которая была тесно связана с деятельностью возникающих тогда в Новгороде предприятий электронной промышленности. Так, преподаватели, аспиранты и студенты работали в лабораториях и цехах полупроводникового завода, помогали отлаживать технологический процесс, — рассказала декан физико-математического факультета с 1988 по 1993 год кандидат физико-математических наук Нина Прокофьевна САМОЛЮК. — Были и хоздоговорные работы, например по заказу Всесоюзного института авиационного материаловедения. Часть этих исследований и сейчас имеет гриф секретности. Это позволяло совершенствовать материально-техническую базу факультета, оснащать лаборатории.

С 1953 по 1993 год физико-математический факультет выпустил с учётом заочников около 3000 учителей физики и математики, математики и физики, математики и информатики, общетехнических дисциплин. Из них 120 человек получили дипломы с отличием. Многие выпускники до сих пор успешно работают в школах области.

— Самое большое количество красных дипломов дал первый выпуск физмата — 1957 года. С отличием окончили институт 13 человек из 65 выпускников, то есть каждый пятый. Такого числа отличников факультет больше не знал, — добавила Нина Прокофьевна.

В лабораториях студенты не только выполняли практические работы, но и занимались научной деятельностью. Фото из архива группы ВК «Физмату — 70!»

Добро пожаловать в университет

В 1993 году новгородские институты объединились в университет. Кафедры математики и физики переехали из Антонова, где располагался пединститут, в здание политеха и стали частью разных факультетов Института электронных и информационных систем.

И.о. заведующего кафедрой алгебры и геометрии кандидат педагогических наук, доцент Елена Михайловна КОНДРУШЕНКО рассказала, что тогда декан факультета математики и информатики Геннадий Мартинович Емельянов честно признался Виталию Ефимовичу Подрану, возглавлявшему в то время кафедру алгебры и геометрии, что никогда не занимался подготовкой учителей: «Поэтому делайте то, что считаете нужным».

— С тех пор мы готовим учителей математики и информатики и постарались по максимуму сохранить всё лучшее, что было на физико-математическом факультете, — рассказала Елена Михайловна.

Первоначально набирали две группы по 25 человек. Одна группа получала специальность «учитель математики и информатики». За подготовку учителей отвечала кафедра алгебры и геометрии. Другая — специальность «преподаватель математики». За подготовку отвечала кафедра математического анализа.

Постепенно набор сокращался, желающих стать учителями или преподавателями математики становилось всё меньше. Это привело к объединению двух математических кафедр в одну — кафедру алгебры и геометрии. Преподавателей математики перестали выпускать и сосредоточились на подготовке учителей математики и информатики. На первый курс набирали 10 человек, до выпуска доходили 5–7 студентов, в школу шли работать трое-четверо.

Сейчас, по словам преподавателя, приходят более заинтересованные люди. В 2023 году на педагогическое направление с профилями «математика» и «информатика» набрали 18 человек.

— В настоящее время в учебном плане много часов отводится на дисциплину «Методика обучения математике и техника решения задач», предусмотрены различные виды практик. Это учебные практики по решению математических задач, учебная летняя практика, на которой студенты работают в качестве помощника вожатого, учебная практика в школе — студенты работают в качестве помощника учителя математики. Производственные практики включают в себя: две практики, на которых студенты работают в качестве учителя математики (обе по 6 недель), одну, на которой студенты работают в качестве учителя информатики (4 недели), практику «Научно-исследовательская работа» и преддипломную практику. Всего на практики отводится около 1200 часов учебного плана. Это намного больше, чем было в пединституте. Поэтому я уверена, что наши выпускники к работе в школе готовы. Об этом говорят и отзывы учителей, у которых студенты проходили практику, — подытожила Елена Кондрушенко.

А что же физики?

Как рассказала и.о. заведующего кафедрой общей и экспериментальной физики доцент Елена Анатольевна АРИАС, при создании НовГУ на базе трёх институтов из трёх кафедр общей физики была создана одна кафедра, которая объединила всех преподавателей. Она долгое время — до 1 июля этого года — была выпускающей кафедрой для студентов направления «Педагогическое образование» с двумя профилями: физика и информатика. Параллельно кафедра обеспечивает подготовку по физике и для инженеров, и для медиков.

Сейчас в школах области очень не хватает учителей физики, эти уроки ведут другие предметники. Возможно, поэтому со знаниями по физике у поступающих, причём даже на инженерные специальности, возникают проблемы:

— Во-первых, физика сама по себе сложнее. Во-вторых, она требует всё-таки и эксперимента, лабораторных работ. Учителю, преподающему в школе физику, нужно ещё много чего уметь.

Набор на специальность «учитель физики, информатики» — 10 человек. По словам Елены Анатольевны, университет уже давно не повышает эту цифру. Учитывая сложность обучения, часть студентов отсеивается.

— Например, сейчас у нас на третьем курсе остались четыре человека, которые готовы учиться, пробовать что-то новое, интересное. В прошлом году я им предложила поучаствовать вместе с командой пятого курса в турнире трёх наук. Очень сложное состязание. Нужно найти пути решения нестандартных задач на стыке трёх наук — химии, физики, биологии. Мы ездили на отборочный тур в «Алабугу» просто попробовать свои силы, а в итоге прошли в финал, — рассказала Елена Ариас.

Особо она отметила нынешний пятый курс. Это набор 2019 года, когда в учебные планы впервые была включена проектная деятельность:

— Первый курс — там, понятно, общие проектные вещи, а со второго им разрешили делать проекты по теме кафедры, своей будущей профессии. Предложила им придумать для младших школьников что-то вроде вечера опытов. Получился проект в виде игры с вопросами и опытами. Студенты его назвали «Мотивационно-просветительское объединение «Позитрон». Мы уже перестали считать, сколько вот таких мероприятий они провели для школьников. Конечно, есть у студентов кафедры проекты серьёзные, грандиозные — и по радиотехнике, и по программированию. Но эта команда умудряется везде занимать первые места.

По словам Елены Анатольевны, большинство будущих учителей уже работают в школе, тщательно готовятся к урокам, пишут подробные планы. В качестве и.о. заведующего кафедрой Ариас общается с руководителями образовательных учреждений, и ей приятно слышать положительные отзывы о своих студентах.

* * *

С сентября 2023 года процесс подготовки учителей математики, физики и информатики вновь претерпел изменения. Теперь выпускающей кафедрой для этих специальностей стала кафедра педагогики Института непрерывного педагогического образования НовГУ. В этом году в списках первого курса по специальностям «математика и информатика» — 18 человек, «физика и информатика» — 8.

2 декабря в 16.00 в актовом зале Гуманитарного института в Антонове состоится встреча преподавателей и выпускников физмата, посвящённая 70-летию физико-математического образования в области.

Теги: Великий Новгород, физмат, пединститут, юбилей