Понедельник, 25 ноября 2024

Елена Кузьмина

Я из книг...

Великий Новгород стал одним из первых российских городов, где для библиотеки построили отдельное здание.

Фото: Елены КУЗЬМИНОЙ

Историки НовГУ ведут поиск пропавшей библиотеки Новгородской духовной семинарии

Уже более 20 лет сотрудники Новгородского университета занимаются поиском библиотеки Новгородской духовной семинарии, в стенах которой сейчас располагается Гуманитарный институт НовГУ, и входившей в её состав личной библиотеки Новгородского архиепископа, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича и других новгородских владык. 

Редчайшие старопечатные, западноевропейские книги XVI–XVIII веков, богословские, исторические, философские, юридические и схоластические (учебные) издания на латинском, греческом, церковнославянском, польском, итальянском языках, произведения Гомера, Овидия, Вергилия, Горация... Их доставили сюда из Петербурга в елизаветинские времена — для пользы семинаристов, в основном будущих священнослужителей. 

По словам доцента кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ Николая САЛОНИКОВА, в 1925 году новая власть перевезла 10 000 томов из собрания, насчитывавшего около 14 000 книг, в Государственную публичную библиотеку в Ленинград (сейчас Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге), остальное передала в новгородский Губернский музей. 

И библиотека пропала. Не исчезла, нет — растворилась в океане Российской национальной библиотеки. Сейчас фонды РНБ вмещают более 39 миллионов изданий. Здесь не принято выделять личные книжные собрания. Поэтому и трудно вести поиск личных книг Феофана Прокоповича и других изданий из семинарской библиотеки. 

Книжное наследство

Феофан Прокопович — одно из самых громких имён российской и новгородской истории XVIII столетия. Он был человеком Церкви, но выступил против непререкаемого авторитета духовной власти. Как и его самодержавный единомышленник, был реформатором по духу и по делу. 

Прокопович получил европейское образование, много читал и за свою жизнь успел собрать большую библиотеку, которую после его смерти в 1736 году было решено перевезти из столицы в Новгородскую духовную семинарию. Тогда она была, как сказали бы сегодня, одним из ведущих учебных заведений страны. 

Новгород XVIII века был центром образования. Именно сюда митрополит Иов пригласил греков братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, прибывших руководить Новгородской греко-славянской школой. Стране были нужны образованные люди, и в России начали одну за другой создавать архиерейские школы. Появилась такая и в Новгороде. Со временем её ученики стали подопечными «бабушки» Новгородского университета — семинарии, основанной в 1740 году архиепископом Новгородским и Великолуцким Амвросием Юшкевичем. 

Он-то и обратился к дочери Петра I императрице Елизавете с просьбой перевезти в Новгород библиотеку своего знаменитого предшественника, рассказал Николай Салоников. Ни одно учебное заведение невозможно без библиотеки, и книжное собрание Феофана Прокоповича должно было стать одним из столпов новой семинарии. Императрица дала согласие, и в 1742 году более 3000 томов отправилось на подводах в Новгород. Префекту семинарии дали на дорожные расходы 50 рублей — огромные по тем временам деньги.

Для семинарской библиотеки построили отдельное здание, ставшее одним из первых подобных сооружений в России. Оно и сегодня практически не изменилось — нетипичное для Новгорода барокко. Главное отличие от версии XVIII века — заложенная ныне проездная арка посередине. На втором этаже, как и столетия назад, — шкафы с книгами. Сейчас здесь находится абонемент Научной библиотеки Гуманитарного института НовГУ. 

Труд Епифания

Первой о реконструкции библиотеки Новгородской духовной семинарии задумалась кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории НовГУ Инна Григорьева, обнаружившая в Государственном архиве Новгородской области реестр библиотеки 1779 года — два тома, черновой и беловой экземпляры со списком книжного собрания в 6500 томов. 

Историк, изучавшая наследие гуманиста, богослова и философа Эразма Роттердамского и надеявшаяся обнаружить его издания, заинтересовалась судьбой библиотеки. Никто и не думал тогда, что очень скоро реконструкция семинарского собрания станет самостоятельной задачей. Сейчас в состав научной группы, занимающейся поиском семинарской библиотеки, входят учёные НовГУ Николай Салоников и Дмитрий Вебер, работающий также в РНБ, студенты Новгородского университета, вузов Москвы и Севастополя. 

После того как Феофан Прокопович умер, его книги передали в Александро-Невский монастырь, будущую лавру, где первую опись библиотеки составил монах Епифаний. Её через десятки лет опубликовал российский церковный историк профессор Павел Верховский. Этот документ — одна из больших удач новгородцев. 

Другим подспорьем для них является проведённая ещё до Великой Отечественной войны сотрудником РНБ Владимиром Майковым инвентаризация книжной коллекции из Новгорода. Он занимался этим пять долгих лет — составлял описание внешнего вида книг и владельческих записей. Благодаря ему известно, что на корешке книг был бумажный ярлычок, указывавший на принадлежность издания к фундаментальной библиотеке Новгородской духовной семинарии. К сожалению, из пяти томов Майкова в распоряжении историков пока только один — за 1929 год и начало 1930-го. Но и это даёт многое. 

Пользуясь обрывочной информацией, новгородцы попробовали заказывать книги наугад, и это сработало. На нескольких книгах обнаружили и ярлычок, и карандашную запись, сделанную Майковым в конце книги на обороте, и владельческие записи Прокоповича — Ex libris Theophanis Archiepiscopi Plescoviensis или Novogradensis — «Из книг Феофана, архиепископа Псковского» или «Новгородского». Сейчас нашим историкам активно помогает в поиске один из самых опытных сотрудников Публички Сергей Королёв, который хорошо знает фонды РНБ. За прошедшие годы удалось выявить почти 1000 различных изданий, большую часть из которых внесли в растущую электронную базу данных. 

Библиотека Феофана Прокоповича насчитывала более 3000 томов. Фото предоставлено НовГУ

Печать Книффия

Новгородским историкам важно не просто установить, какие именно книги принадлежали семинарии и новгородским владыкам, но и максимально восстановить их судьбу — по владельческим записям, заметкам на полях, между строк. 

— Когда книгу открываешь, а она — чистая, без пометок, это немного разочаровывает, — признался Николай Салоников.

Феофан Прокопович большую часть своей библиотеки собрал ещё до того, как стал новгородским архиереем, в бытность Псковским и Нарвским архиепископом. 2500 книг он получил в качестве подарка, когда российские войска во время Северной войны в 1704 году завоевали Дерпт и Нарву. 

Эти книги когда-то принадлежали жившим здесь прибалтийским немцам, которые покупали их в Европе на особых аукционах. Именно так в библиотеке новгородского владыки оказались крупные книжные собрания двух жителей Дерпта XVII века — юриста Каспара Иоганна Книффия, оставившего не только владельческие записи, но и сургучную печать на своих книгах, и пастора Генриха Иоганна Гроциана.

Остальные книги Прокопович покупал на личные средства. Его годовое жалованье было солидным — 2500 рублей. Известно, как однажды владыка дал купцу 500 рублей, чтобы тот приобрёл в Голландии творения святых отцов. 

И сегодня хорошая книга не может стоить мало, а три столетия назад это был и вовсе дорогим приобретением. Возможно, поэтому и отношение к литературе было другим. Даже владельческие записи составляли не от лица хозяина издания, а от имени книги: «Я из книг Каспара Иоганна Книффия…» Правда, по словам Николая Салоникова, новый хозяин почти всегда старался избавиться от владельческих записей предыдущего собственника — вымарывал или даже вырезал ножницами. 

Впереди у историков из Новгородского университета ещё много работы, десятки поездок в Санкт-Петербург, прежде чем они смогут восстановить семинарскую книжную коллекцию. Николай Салоников не исключает, что исследовательских трудов хватит и другим поколениям его коллег. В ближайших планах учёных — подготовить иллюстрированный каталог личных собраний библиотеки, а также выставку книг из библиотеки Феофана Прокоповича с его экслибрисом в Пскове.

Теги: НовГУ, библиотека, духовная семинария, история