Воскресенье, 22 декабря 2024

Елена Кузьмина

Лицо с тетартерона

На лицевой стороне монеты — аверсе — находится изображение Алексея I Комнина. На реверсе — крест с монограммой.

Фото: НГОМЗ

Нумизматическая коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась пятнадцатой византийской монетой

Зачем нужны деньги? Это цемент, который связывает финансовую систему любого государства. Но не только. Деньги — бумажные и металлические — это и вещественный символ власти, её послание людям, расходящееся по стране в миллионах экземпляров. С каждого российского рубля на нас смотрит двуглавый орёл, одновременно обращённый на Запад и Восток. Это часть культурного кода страны.

Эволюция власти

В этом смысле денежная коллекция Новгородского музея-заповедника, располагающая третьим по значимости в России собранием монет разных стран и эпох, — бесценный хранитель памяти. И неслучайно экспозиция, размещённая в здании Присутственных мест и посвящённая нумизматике, носит название «Эволюция власти». На днях она пополнилась новым очень любопытным артефактом — фоллис тетартерон, который передал музею в дар его генеральный директор Сергей БРЮН. Монету чеканили византийцы примерно между 1092 и 1118 годами — во время правления императора Алексея I Комнина, основателя династии Комнинов, которые правили империей почти 100 лет.

— Я всегда хотел что-то привнести в музей, который я любил как посетитель, а войдя в команду музея, тем более, — поделился Сергей Павлович. — Кроме того, я увлекаюсь византийской нумизматикой, а в Великом Новгороде одна из лучших нумизматических экспозиций. Подлинные миниатюрные вещи невероятно сложно подать, они требуют того, чтобы в них всматривались, вчитывались, и здесь это сделано виртуозно.

Сама по себе медная монетка очень проста, не скрывает даритель. Это четвертушка её предшественника — крепкого византийского фоллиса, обладание которой трудно было считать большой удачей почти тысячелетие назад. Но не сегодня. Сейчас она — символ времени, которое, вновь пользуясь словами генерального директора НГОМЗ, было интереснее любого приключенческого романа благодаря одному из его главных героев — Алексею I Комнину, чей портрет, как и полагается, находится на аверсе скромного медяка.

Игры за престол

Монета, когда-то круглая, заметно истёрлась по краям, за свою длинную жизнь сменив многих хозяев. Но отчеканенные на ней изображения сохранились хорошо, и в этом большая её ценность. Византийский император на лицевой стороне предстаёт с необходимыми символами власти — увенчанным крестом скипетром и державой. На реверсе изображён крест с монограммой. 

— Комнины — аристократический род, давший Византии шесть императоров, а потом ещё и династическую ветвь, правившую в Трапезундской империи на востоке Малой Азии, — рассказал Сергей Брюн. — Портрет Алексея I на монете, конечно, очень условен, но весьма отчётлив.

Император предстал на нём в лоросе — парадном одеянии — и венце со перпендулиями (или, как их ещё называли, препендулиями) — подвесными украшениями с тремя жемчужинами.

В монетной коллекции Новгородского музея, которая по словам старшего научного сотрудника музея Вячеслава ВОЛХОНСКОГО, представляет всю денежную систему Руси и Новгородской земли в том числе, до передачи в неё тетартерона насчитывалось 14 византийских монет. Однако монет, чеканившихся в XII веке, в период расцвета Византии и домонгольской Руси, в том числе новгородских, в ней до сих пор не было. Теперь будет. Это позволит экскурсоводам рассказать посетителям о ещё одной важной эпохе из истории Византийской империи и её связях с Русью.

Жизнь Алексея Комнина не была спокойной, и один из самых влиятельных престолов планеты он занял в бурные времена. Сергей Брюн, посвятивший этому императору двухтомную монографию, в рамках газетной статьи может рассказать катастрофически мало о фигуре такого масштаба.

Воцарение Алексея стало воплощением надежд его матери Анны Далласины, жены византийского военачальника Иоанна Комнина. Тот был братом императора Исаака Комнина, который оставил трон и стал монахом, потому что был уверен, что заболел. В этом его убедил советник, известный учёный Михаил Пселл. Когда стало ясно, что уход императора был результатом политических интриг, он так и не вернулся к власти и не передал её Иоанну, а тот последовал воле брата.

Анна Далласина упрекала мужа за это и воспитывала сыновей, рассчитывая, что когда-нибудь один из них сможет взять реванш. Это удалось младшему — Алексею, военному гению, который зачастую не страшился участвовать в битвах наравне с обычными солдатами.

— Он выдвинулся как очень талантливый полководец, который расправлялся и с тюрками, и с франками, и с другими претендентами на византийский престол, последовательно отстаивая интересы двух предшествующих византийских императоров — Михаила VII Дуки и Никифора III Вотаниата, — пояснил Сергей Павлович. — Когда Никифор III понял, что Алексей стал слишком популярным, тот с братом и свитой бежал, перерезав сухожилия всем лошадям в дворцовых конюшнях, чтобы не допустить погони. Спустя время они вернулись в Константинополь с новой армией. После воцарения в 1081 году Алексей довольно милостиво обошёлся со свергнутым императором — его постригли в монахи.

Новый расцвет

Сразу после того, как Алексей I занял престол, он столкнулся с вторжением итало-нормандцев. Это был первый поход на Константинополь, благословлённый папой римским. Потом в жизни императора будет ещё много битв, подавляющую часть из которых он выиграет, а немногочисленным поражениям не позволит себя сломать. Впрочем, он успел доказать, что умеет договариваться. В том числе с недавними противниками.

— Он пришёл во время кризиса Византийской империи, когда её разделяли гражданские войны, — рассказал Сергей Брюн. — С востока надвигались турки-сельджуки, которые забирали город за городом, со стороны Причерноморья — печенеги, с запада — итало-нормандцы. Под этими ударами Византия должна была закончиться уже в XI веке. Она выстояла и победила благодаря императору Алексею. Он смог полностью отыграть свои позиции в Европе, потом начал контрнаступление в Азии. Через Византию на Восток отправился первый крестовый поход, который мог смести империю, но Алексей I добился полного признания со стороны крестоносцев, и вместе они больше чем на четверть тысячелетия отбросили уже вышедших в Средиземноморье турок. Не все войны он выигрывал, для него был потерян великий византийский город Антиохия… Но он смог консолидировать империю, утвердить её в нормальных границах, добиться расширения в Азии. Все христианские правители, особенно православные, в том числе наш Владимир Мономах и его княживший в Новгороде сын и будущий преемник Мстислав Великий, признавали императора Алексея как бесспорного главу христианского мира. Он вывел империю и православный мир в состояние нового расцвета, который занял большую часть XII века и продолжался в следующем столетии.

Вместе с политическими свершениями начинается комниновское возрождение культуры, которое охватывает не только Византию, но и земли, находившиеся под её влиянием, в том числе Русь и её северные окраины. Один из величайших памятников — Владимирская икона Божией Матери — был создан в годы правления Алексея Комнина.

— Произошёл расцвет литературы, — продолжил разговор Сергей Брюн. — Одним из важнейших памятников литературы и одним из самых удивительных произведений XII века и вообще Средневековья стала «Алексиада» — книга, написанная дочерью Алексея I, которую он в честь матери назвал Анной. В ней она описывают деяния отца. Именно в эту эпоху на Руси появляется «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли». Автор данного литературного памятника совершил паломничество в Иерусалим через Византию. Это всё часть византийской православной ойкумены того времени.

XII век — время очень тесных контактов между Византией и Русью. Новгород в описываемый период переживает свой золотой век. В первой четверти XII столетия здесь строятся Благовещенская церковь на Городище, Никольский собор, Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, Георгиевский собор в Юрьеве. Это не только эпоха правления Мстислава и его отца Владимира Мономаха, но и время Алексея I Комнина. 

— Православный мир находился под политическим и культурным главенством Византии — подчеркнул Сергей Брюн. — До XV века правящего византийского императора поминали на богослужениях во всех православных храмах, в том числе и на Руси.

Тетартерон займёт своё место в экспозиции, и пять столетий спустя имя византийского императора вновь будет звучать в сердце Великого Новгорода — эстафету поколений приняли в главном здании Новгородского музея.

Теги: музей-заповедник, византийские монеты, тетартерон, история