Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Гром победы, раздавайся!

Так барабан выглядел до реставрации. А каким «мушкетёр» стал теперь, можно будет увидеть на выставке «Чесменская виктория».

Фото: НГОМЗ

Реставраторы НГОМЗ восстановили мушкетёрский барабан конца XVIII — начала XIX века

Скажем сразу, торжественных дробей от ветерана воинских парадов мы не услышим. Иначе труды реставраторов пошли бы насмарку. Но увидеть барабан сможем — его участие в предстоящей выставке «Чесменская виктория» в доме-усадьбе графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской считается обязательным.

Барабан был передан Новгородскому музею-заповеднику Артиллерийским музеем в 1954 году. В числе 16 предметов, поступивших тогда в Новгород. В описании было сказано, что это «барабан мушкетёрский, полковой русский (диаметр 42 см, высота 53,5 см)». На корпусе у него изображены два чёрных орла, которые держат в клювах белую ленту с надписью: «СЪ НАМИ БОГЪ». Между орлами под короной — герб Москвы, а под ним — стилизованное изображение огня, молний и ядер. Датирован барабан был временем Павла I.

Это довольно точная датировка, если учесть, что правил Павел недолго — с 1796 по 1801 год. И надо заметить, что у музейщиков есть сомнения: а что, если барабан несколько моложе? Вероятно, нужны дополнительные исследования, однако ответ, который может быть получен, никак не повлияет на оценку реставрации. Уникальность уже в том, что к работе была привлечена большая группа специалистов нескольких музейных мастерских: живописи, кожи, металла, дерева, ткани. 

— Обычно каждый из нас занимается своим делом, но иногда встречаются предметы, изготовленные из разных материалов, — говорит художник-реставратор масляной живописи Татьяна БОДИНА. — И тогда над реставрацией трудится целый коллектив. 

Деревянный корпус барабана состоит из тоненьких (5 миллиметров) планочек, скреплённых обручами. Сверху и снизу натянуты кожаные мембраны. Петля для подвески инструмента к ремню барабанщика — латунная. С наружной стороны нижней мембраны укреплены четыре кишечные струны. Пары бечёвок охвачены кожаными манжетами. По окружности барабан затонирован в красные и чёрные цвета. 

С точки зрения реставратора, предмет находился в руинированном состоянии: имелись разрывы, деформации, трещины, утраты красочного слоя, коррозия металла. Например, при восстановлении кожаных мембран нельзя было ограничиться только устранением разрывов — понадобились вставки.

Чесменское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции — одно из ключевых в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Перед его началом неприятельский флот имел почти двукратное преимущество в огневой мощи. Однако события в течение 24–26 июня 1770 года развивались так: турки, не выдержав натиска русских моряков, попытались спасти свои суда, укрывшись в Чесменской бухте, где их ждал полный разгром.

Победители — каждый участник битвы при Чесме — были награждены медалями с надписью «Был». Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море граф Алексей Григорьевич Орлов с этого момента получил почётную прибавку к фамилии — «Чесменский» и был пожалован высшей степенью ордена Святого Георгия.

В наши дни историческая победа русского флота отмечена указом президента страны Владимира Путина, согласно которому с 2012 года 7 июля отмечается как День воинской славы России.

Известно, что в XVIII веке участвовали в сражениях и военные оркестры. И перед началом Чесменской битвы был отдан приказ, чтобы музыканты играли, не переставая. Лишь в самых смелых фантазиях можно «увидеть» там барабанщика с инструментом из фондов Новгородского музея. Но в любом случае отреставрированный барабан — свидетель ушедшей эпохи и воинских доблестей сынов России.

Большую часть вещей, которые будут выставлены на «Чесменской виктории», реставраторы готовили на протяжении целого ряда лет. «Чесменская виктория» откроется в этом году одновременно с экспозицией «История России — история семей. Род Орловых» в доме графини Орловой, который, кстати говоря, был недавно отреставрирован.