Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

О денгах и денежниках

Внешний вид новгородки сохраняли на всём протяжении своей чеканки.

Фото: из архива Ивана ВОЛКОВА

Средневековые новгородки были самой твёрдой валютой на Руси в XV веке

Археолог, директор по научной работе Столичного археологического бюро Иван ВОЛКОВ стал лауреатом премии имени академика Николая Лихачёва за научные труды по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам. Конкретно — за три книги из серии «Монетные клады Новгородского музея», посвящённые русским платёжным средствам XV — начала XVI века. Церемония вручения состоялась в Санкт-Петербургском Институте истории РАН.

Выпуск серии научных изданий, посвящённых русской нумизматике, стал первой подобной инициативой в России и одной из немногих в мире. Она принадлежит Институту археологии РАН и Новгородскому музею-заповеднику. Реализация проекта, который будет продолжаться и в дальнейшем, стала возможной благодаря поддержке попечительского совета НГОМЗ.

Иван Владимирович, поздравляю с большой наградой! Думаю, надо рассказать читателям, кто такой Николай Лихачёв. Чтобы с другим известным обладателем такой фамилии — Дмитрием Сергеевичем — не спутали.

— Николай Петрович Лихачёв — это академик, величина в научном мире огромная. Например, Валентин Лаврентьевич Янин считал себя его учеником в области сфрагистики — науки о печатях, хотя, конечно, они никогда в жизни не виделись. Именно Лихачёв в своё время заложил основы русской сфрагистики.

Вообще Лихачёвы — довольно распространённая в России фамилия. Что касается Николая Петровича, он был представителем большого рода Лихачёвых, происходившего из Казани, в котором ещё до него были нумизматы. Человек с высоким дворянским званием, сумевший и в советское время остаться в науке. Но потом он был репрессирован, попал в тюрьму, затем — три года ссылки, спустя несколько лет после которой умер.

Премия его имени существует всего пять лет, и это было второе её присуждение: её вручают один раз в два года. Награду учредили для учёных, которые занимаются исследованиями в области источниковедения и в первую очередь — публикацией различных категорий исторических источников.

Два тома, которые посвящены кладам монет Великого Новгорода XV века, — о чём они?

— В этих книгах опубликованы клады, относящиеся к так называемому удельному периоду новгородской чеканки, то есть к эпохе феодальной раздробленности — это XIV—XV века. Потом пришло время Великого княжества всея Руси, когда складывалось единое Русское государство.

Каждую монету нужно было сфотографировать с обеих сторон и занести информацию о ней в книгу?

— Конечно. А параллельно — выполнить систематизацию монет Великого Новгорода, и, как говорят, это у меня получилось… Впервые она была предложена 140 лет назад. В 1884 году граф Толстой — не Лев Николаевич, а Иван Иванович, замечательный нумизмат — написал книгу, которая опередила своё время, «Русская допетровская нумизматика. Выпуск первый. Монеты Великого Новгорода». Ничего подобного в этой области с тех пор сделано не было. Ведь это огромный массив информации. Задача осложняется тем, что на всех экземплярах помещен один и тот же сюжет: две человеческие фигуры. Но притом — все монеты разные...

Какой принцип вы положили в основу вашей системы?

— Он базируется на анализе состава кладовых комплексов. В предисловии к своей монографии граф Толстой писал, что систематизация, которую предложил он, основана на сугубо формальных принципах. А далее указал: чтобы создать научную хронологическую систематизацию, нужно изучить несколько десятков кладов этого времени. Но у Ивана Ивановича такой возможности не было.

Ещё не было этих нескольких десятков кладов?

— Да. А сейчас зарегистрированы и обработаны 16 кладов новгородок XV века, причем девять из них находятся в собрании Новгородского музея. По письменным источникам мы знаем, что в Новгороде начали чеканить монету в 1420 году и выпускали свои денги вплоть до 1478-го, до присоединения к Москве. Ещё одна важная дата — 1447 год, время денежной реформы в Новгороде, подробно описанной в летописи. И вот, анализируя состав этих кладов, получилось распределить все новгородки в хронологическом порядке в пределах указанных дат.

Полная коллекция Новгородского музея-заповедника насчитывает около 40 тысяч монет?

— Нет, сейчас она приближается к 200 тысячам! Только кладов в Новгородском музее — более сотни, а в каждом — от 5 монет до многих тысяч.

И новгородское собрание русских монет является третьим по значимости в России? После коллекций Государственного исторического музея и Эрмитажа.

— Я бы сказал, что по значимости они все близки, а вот по количеству различаются. Очень важно, что именно Великий Новгород сегодня становится в России столицей изучения русской средневековой нумизматики, научной публикации её памятников. В таком смысле он уже завоевал приоритет среди иных центров, что признают коллеги. Думаю, об этом ещё будет сказано много слов в июне, когда в Новгороде пройдёт очередная нумизматическая конференция.

Предложенная вами систематизация помогла сделать новые открытия в денежной системе средневекового Новгорода?

— В области организации денежного производства — полагаю, да. Например, в летописи, где говорится о реформе 1447 года, есть указание: «и уставиша пять денежников». Эта фраза трактовалась по-разному. Денежниками считали резчиков штемпелей, людей, чеканивших монету. Но когда монеты этого периода в кладах изучили поштемпельно, выяснилось, что есть пять несвязанных групп монет, которые чеканились параллельно. Так появилась версия, что в Новгороде после реформы одновременно действовали пять монетных производств. Самое любопытное, что их число согласуется с числом новгородских концов в XV веке — Загородского, Неревского, Людина, Славенского и Плотницкого. Очевидно, что на каждом из таких производств был человек, отвечавший за качество монеты, то есть содержание серебра, и её внешний вид, — денежник.

Как долго могли работать эти пять мастерских?

— 15–20 лет. Примерно в начале 1470-х годов они объединились в одну, и монеты поменяли оформление. На оборотной стороне в обязательном порядке появляется крест, разделяющий надпись «Великого Новгорода». Лицевая сторона сохранила двухфигурную композицию, но на ней появляются буквы — С и О или С, Д, О. Предполагается, что их появление связано с покровительством епископа. «СО», возможно, — начало слова «София». Но вообще это очень сложный вопрос, который требует дальнейшей разработки.

Пока это — гипотеза?

— И останется ею, пока мы не найдём новый письменный источник, который подтвердит данную версию. Или опровергнет.

Напомните, пожалуйста, мне и нашим читателям, как выглядели деньги в средневековом Новгороде.

— Внешний вид новгородские монеты сохраняли на всём протяжении своей чеканки: двухфигурная композиция на лицевой, многострочная надпись на оборотной стороне. Очень важно, что их вес не понижался. С 1420 года по 1478-й это была самая твёрдая валюта на Руси. Видимо, поэтому новгородцы и старались сохранить неизменным оформление своих денег. Представьте: если сейчас сделать бумажный доллар, например, оранжевым, его ведь уже не воспримут как доллар.

Другими словами, подход к внешнему виду денег влияет на их стабильность.

— Это взаимосвязанные вещи, и новгородцы очень хорошо понимали конъюнктуру финансового рынка. Город — купеческий, главные ворота поступления серебра на Русь… Если постоянно менять внешний вид монет, как это происходило в других княжествах, доверия к ним будет меньше. Даже если они будут такими же высокопробными. Изменения влекут за собой подозрения: а не поменялось ли вместе с внешним видом ещё что-нибудь. Кстати, сейчас принято называть монеты этого периода не «деньги», а «денги».

Что можно было купить на одну новгородку? 

— На неё можно было спокойно жить несколько дней, если у человека был свой дом. Достаточно крупная денежная единица. Поэтому новгородцы и ввели четверетцу, то есть четверть денги. Вместо двухфигурной композиции на её лицевой стороне помещалась птичка. Что именно она символизировала, сложно сказать. На оборотной стороне места на полное название города не хватало, поэтому значилось только — «Новагорода».

Места расположения монетных мастерских смогли определить?

— Это самая большая загадка! Я ведь не только нумизмат, но и археолог — в первую очередь. Если кому-то из коллег удастся найти место такой мастерской периода новгородской независимости, это будет сенсация.

Теги: Новгород, история, денга, монеты, новгородки