Мифы и реальность подвига Юного советского партизана
Лёня Голиков — мой земляк из деревни Лукино Парфинского района, самый молодой Герой Советского Союза, награждённый этим званием во время Великой Отечественной войны.
Писатель Юрий Корольков в своей книге «Партизан Лёня Голиков» (1955 год) создал образ пионера-героя, который должен был служить примером для всей советской молодёжи. На книжных иллюстрациях и плакатах можно было видеть Леонида с автоматом в руках и с пионерским галстуком. Принималось и фото его младшей сестры Лидии вместо фото самого Леонида. На самом деле в члены ВЛКСМ Лёня вступил в партизанском отряде ещё в марте 1942 года, за несколько месяцев до знаменитой засады на автомашину немецкого генерала.
Ещё до книги Королькова ошибку сделал и писатель Анатолий Вахов в своём сборнике очерков «Девять бесстрашных» (1944 год). В рассказе о Лёне Голикове он разместил фото молодого человека в кубанке и с медалью на груди. Долгое время оно и считалась фотографией героя. В начале этого года в Центральном государственном архиве историко-политических документов (ЦГАИПД) в Санкт-Петербурге исследователи нашли оригинал фото из книги Вахова и учётную карточку. Оказалось, что это фото партизана Николая Ивановича Голикова из 4-й Ленинградской партизанской бригады. Они с Леонидом были одногодками — оба родились в 1926 году. Поэтому такая путаница не удивительна.
Удивительно то, что и Корольков, и Вахов засаду на машину немецкого генерала описывают так, будто её совершил Лёня как герой-одиночка. И эта версия живёт по сей день.
На самом деле совершила это дерзкое нападение группа из шести молодых партизан из отряда Иосифа Ильича Глейха 4-й Ленинградской партизанской бригады во главе с командиром группы разведки Александром Петровым. В группу, кроме Лёни Голикова, входили также партизаны Васильев и Тихонов, фамилии ещё двух партизан неизвестны.
Обратимся к документам ЦГАИПД. Там хранится «Докладная записка уполномоченного Ленинградского штаба партизанского движения т. Беспрозванного о результате командировки в тыл противника в 4-ю и 1-ю Ленинградские партизанские бригады за период с 4 октября 1942 года по 15 января 1943 года». 6 октября 1942 года он встретился с Леонидом Голиковым. На тот момент партизан уже был награждён медалью «За отвагу» и орденом Красного Знамени. Благодаря этой встрече мы и знаем подробности той операции.
Беспрозванный и приводит рассказ Леонида: «Вечером 12.08.1942 мы, 6 человек партизан, выбрались на шоссе Псков — Луга и залегли недалеко от дер. Варницы. Ночью движения не было. Рассвело. Со стороны Пскова 13.08.1942 показалась маленькая легковая машина. Шла быстро, но у мостика, где мы находились, машина пошла тише. Партизан Васильев бросил противотанковую гранату, не попал. Вторую гранату бросил Петров Александр из канавы, попал в траверзу. Машина не сразу остановилась, а прошла ещё метров 20 и почти поравнялась с нами (мы лежали за кучкой камня). Из машины выскочили два офицера. Я дал очередь из автомата. Не попал. Мои товарищи испугались и убежали. Осталось нас двое — я и Петров. Мы тоже вначале испугались, так как офицеры кричали и стреляли. Офицер, сидевший за рулём, побежал через канаву в сторону леса.
Я дал несколько очередей из своего ППШ. Попал врагу в шею и спину. Петров начал стрелять по второму офицеру, который всё время оглядывался, кричал и отстреливался. Петров из винтовки убил этого офицера. Тогда вдвоём мы побежали к первому раненому офицеру. Он был ещё жив. Добил одиночным выстрелом. Сорвали погоны, взяли портфель, документы, это оказался генерал инженерных войск Ричард Виртц, возвращавшийся с совещания из Кенигсберга в свой корпус в Лугу. В автомобиле ещё был тяжёлый чемодан. Мы едва его стащили в кусты. Находясь ещё у автомашины, мы услышали в соседней деревне тревогу. Звон, крик. Схватив портфель, погоны и три трофейных пистолета, мы побежали к своим.
Очень захотелось посмотреть, что в грузном чемодане. Видим, всякая чепуха: рубашки, халаты, воротнички, разувальный станок для сапог, женские кофты, зеркальца. Что хорошего было — это соль и сладкий хлеб».
Да, за рулём машины сидел генерал. Любил Виртц сам поводить. При нём в документах нашли и «Разрешение на право вождения автомашины» от 08.03.1932. Ситуация была скоротечной, и, как видим, не все партизаны проявили себя мужественно под огневым ответом двух немецких офицеров. Голиков и Петров смогли выиграть этот бой.
К сожалению, Рихард Виртц был не убит, а ранен. Об этом свидетельствуют немецкие документы, хранящиеся сегодня в архиве США.
«14.08.1942 569-я полевая комендатура сообщает: 13.08 в 4 часа 45 минут легковая машина генерал-майора Виртца из штаба 18-й армии была обстреляна партизанами на шоссе в 3,5 км южнее Мараморочка. Генерал был ранен. Для уничтожения партизан был откомандирован 3-й взвод 20-й ягдкоманды из Струги Красные на Молоди (30 км южнее Струги)».
Имеются данные, что генерал продолжал службу, был назначен командиром 96-й пехотной дивизии на Западном фронте, в 1945 году сдался в плен американцам. Умер в 1963 году.
Первое сообщение об успешной операции из бригады было направлено радиограммой начальнику Ленинградского штаба партизанского движения (ЛШПД) М.Н. Никитину только 4 сентября 1942 г. Ответ на неё получили через неделю: «Найдите площадку (для приёма) самолёта для вывозки портфеля… Сообщите фамилию, имя, отчество, к какой награде кого представлять».
В этот же день из бригады была послана радиограмма: «Никитину. У генерала изъяты личные документы и переписка общего характера. Материалы, устанавливающие личность генерала, находятся в бригаде. Вывозка этих материалов самолётом нецелесообразна. В бригаде имеется переводчик. Глебов. Зубаков. 11.09.1942».
Из Ленинграда ответ был категоричным: «Глебову. Штыков. Никитин требует доставить документы убитого генерала. Срочно подберите площадку… Алексеев. 14.09.1942».
В сентябре-октябре 4-ю партизанскую бригаду упорно преследовали немецкие каратели, к тому же установилась нелётная погода. В Ленинград была направлена телеграмма с подробным описанием документов генерала Виртца, из которой видно, что они не представляют ценности для ЛШПД. Документы отправили в советский тыл лишь в начале 1943 года.
Командование бригады, видя заинтересованность ЛШПД, конечно, понимало, какой резонанс будет иметь успешная боевая операция по убийству немецкого генерала, проведённая молодыми партизанами, и решило представить участников к достойной награде. Главным кандидатом на звание Героя, естественно, был Лёня. Александра назначили командиром отделения разведчиков и представили к ордену Ленина. Однако вышестоящее командование уровень наград понизило. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1942 года Леонид Александрович Голиков был удостоен ордена Красного Знамени, Василий Иванович Гладков — ордена Красной Звезды, а Александр Яковлевич Петров — медали «За отвагу».
В тяжёлых боях с карателями бригада понесла большие потери и утратила боеспособность. 14 января 1943 года было принято решение уходить в советский тыл. Во время одного из переходов ранение в живот получила партизанка Антонина Богданова. Стоял сильный мороз, и раненая стала умолять зайти в какую-нибудь деревню обогреться. Командир бригады Глебов послал разведчиков, в том числе и Лёню Голикова, в деревню Острая Лука. Немцев там не оказалось, и партизаны остановились на ночёвку. Разместились в трёх крайних домах. Чтобы не привлекать внимания, часовых не выставили.
Местный житель Н. Степанов донёс о партизанах старосте И. Пыхову. Вместе они пошли в деревню Большой Крутец, где в это время располагался карательный отряд численностью 150 человек, состоявший в основном из литовских националистов. 24 января 1943 года в неравном бою погиб весь штаб 4-й партизанской бригады. Погиб с оружием в руках и Лёня Голиков. Из 22 партизан 17 были убиты, двое взяты в плен (один из них — раненый парень 14 лет), а трое скрылись в лесу и смогли потом выйти к своим.
Пыхова арестовали 15 марта 1944 года, судили и расстреляли. Второй предатель — Н. Степанов, 1925 года рождения (на год старше Лёни Голикова), заметая следы, со 2 января по 12 марта 1944 года служил в 13-й Ленинградской партизанской бригаде, затем, до 1948 года, в Советской Армии. Был награждён медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Но 28 октября 1948 года, уже работая прессовщиком Дедовичского льнозавода, был арестован, осуждён и приговорён к лишению свободы сроком на 25 лет с лишением правительственных наград.
Боевые дела Лёни Голикова не были забыты. 13 марта 1944 года начальник ЛШПД М.Н. Никитин вновь подписал ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза. 2 апреля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР такое решение принял.
Саша Петров остался жив, служил на флоте, вернулся домой. Работал и в Боровичах, и в Старой Руссе, и в д. Федорково. Часто его приглашали на различные мероприятия как партизана, но из-за официальной версии подвига он всегда находился в тени Лёни Голикова. Умер Александр Яковлевич Петров 28 мая 1996 года.
Александр СИМАКОВ, член Союза писателей России, почётный гражданин Парфинского района
Теги: Лёня Голиков, партизан, Парфино, Новгородская область