Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Глядя из Амстердама

Алексей ФИНИКОВ приобрёл голландскую гравюру для своего родного города.

Фото: НГОМЗ

Что увидел в Новгороде участник голландского посольства в середине XVII века

Иногда главную ценность произведения составляет его фактическое содержание. Наверное, так можно сказать и о гравюре голландского автора Питера ван дер Аа «Вид Новгорода. 1719 год», подаренной Новгородскому музею-заповеднику коллекционером Алексеем Финиковым в мае этого года. Пусть нас не вводит в заблуждение XVIII век, указанный в названии. На самом деле зарисовка панорамы города была сделана в середине предыдущего столетия. И вовсе не рукою вышеназванного автора…

В 1664–1665 годах русское государство посетило голландское посольство, в составе которого был молодой человек по имени Николаас Витсен. Будущего бургомистра Амстердама (в течение 13 сроков занимал этот пост!) отличали предприимчивость и наблюдательность, он вёл дневники и делал зарисовки русских городов, в которых останавливалось посольство. В России (вернее, в СССР) с его «Путешествием в Московию» познакомились лишь в 1966-м. Очень долго записки Витсена считались утерянными. Сам он при жизни не предполагал, что его заметки со временем приобретут историческую значимость.

— Рисунки Витсена вышли в свет благодаря тому, что попали в руки издателя Питера ван дер Аа, — говорит Алексей ФИНИКОВ. — Он придал панораме Новгорода более картинный вид: на переднем плане появились человеческие фигуры, а на дальнем — тревожное небо. Стены, башни, мост, маковки церквей — это всё Витсен.

По словам проживающего в Санкт-Петербурге, но родившегося и выросшего в Новгороде мецената и попечителя (ранее Фиников подарил НГОМЗ литографию Андре Дюрана), гравюру Витсена — ван дер Аа он увидел на одном из аукционов и изначально приобретал её с целью передать Новгородскому музею. Как весьма любопытный художественно-исторический документ. Ведь всегда интересно узнать, как было, это даёт возможность для сравнений.

Так специалисты музея увидели рядом с Большим (Волховским) мостом две башенки Тайничного городка, в котором помещался колодец для снабжения кремля водой. По-соседству — Пречистенскую воротную башню (рухнувшую в 1745-м) с часами и караульней. А неподалёку от Спасских ворот — церковь Образа Спаса, не сохранившуюся до наших дней.

Мамонта не видали?

Возможно, это смелая гипотеза, но Алексей Фиников полагает, что с именем Николааса Витсена, попавшего теперь в наш музей, связано зарождение музейного дела в России вообще.

— Дело в том, что Пётр I, будучи у Витсена в Амстердаме, увидел там диковины из Сибири, каких не было у него самого. И повелел всё подобное отсылать сначала в Сибирский приказ, а далее — в Санкт-Петербург. Впоследствии сибирская коллекция стала одним из оснований для создания Эрмитажа.

То, что государь Пётр Алексеевич в 1697 году во время пребывания в Европе встречался с Витсеном, который и организовал для него четырёхмесячное обучение на верфях Голландской Ост-Индской компании, — можно сказать, энциклопедический факт.

Да и особый интерес Витсена именно к Сибири очевиден. Известно, например, что в 1665 году в Москве он приобрёл рисованное изображение мамонта. Возможно, уже тогда предприимчивый голландец прознал о промысловой добыче мамонтовых бивней. Во всяком случае, эта тема вошла в его книгу «Северная и Восточная Тартария», вышедшую в 1692 году и открывшую европейцам глаза на неизвестные доселе земли. В 1705 году было выпущено новое издание, переработанное и дополненное, в двух томах и объёмом более 1000 страниц. Что интересно, сам автор географических и этнографических описаний в Сибири, в отличие от европейской части России, никогда не был. Он подготовил книгу на основе компиляции чужих изысканий и сведений, которые смог собрать. И этих заметок бургомистр Амстердама уже не терял.

Как в Лондоне

Словесный портрет Новгорода Витсен дал в книге «Путешествие в Московию». Он пишет, что «город лежит вдоль реки, по расположению несколько схож с Лондоном; мост деревянный, по величине не уступает мосту через Темзу, течение реки здесь быстрее. Город окружён деревянным валом, на нём кое-где неуклюжие башни; в них сверху и снизу есть амбразуры для мушкетов и луков, вал состоит из бревен, лежащих вдоль одно на другом; внутрь входят по лестницам и террасам; кое-где есть и каменные башни; ворот много — большинство из дерева, простого строения. У моста находятся каменные ворота в середине каменного вала; за его стенами живёт воевода и находятся все приказы, но и не только они: рядом с ними там еще сотни домов. Эта каменная стена, высокая, белая, простирается вдоль реки на 8–10 минут ходьбы. Над воротами большие часы. В городе виднеется много церковных глав, у одной из главных церквей пять глав, средняя — позолочена».

По мнению голландского гостя, в Новгороде — «излишек церквей». Ещё одного сравнения с Лондоном удостоился «пригород около реки» — «хорошими базарами, лавками, изобилием всяких товаров». Окружность города он определил тремя часами ходьбы.

Витсен был в Новгороде зимой и заметил особенность Волхова, редко замерзающего посередине. Голландец приводит местную легенду: «Царь Иван Васильевич погубил здесь много людей: их привозили к мосту сотнями, отрубали головы, и от этого вода окрашивалась», якобы от этого же она и не замерзала.

В Москве же Витсен и сам стал свидетелем публичных казней, оставив жуткое описание. Вообще, далеко не всё из нашего прошлого в его книге нам может понравиться. Но читать интересно. Кстати, о легендах. Мне как-то рассказывали, что название деревни Зайцево дала Екатерина II: мол, жители, испугавшись проезжавшей царицы, разбежались. Нет, их ещё раньше кто-то напугал. Витсен упоминает именно Зайцево.

«24 декабря 1664 г. посольскому кортежу пришлось остановиться на два дня перед Новгородом — власти не были готовы к его встрече. Через полгода Витсен вновь оказался в этих же местах на обратном пути из Москвы домой. Тогда, 4–5 июня 1665 г., посольство, дожидаясь въезда в город, находилось в ближайшем к Новгороду урочище Городище (здесь был предшественник города Новгорода, основанный около середины IX в.). Во время одной из этих вынужденных остановок Витсен зарисовал панораму Новгорода с юга. В поле зрения художника попал вид города протяжённостью 2,5 км, соответственно, и оригинал рисунка, с разворотами, составил в длину 200 см.

Перед нами удивительная по своей насыщенности картина одного из крупнейших в Европе городов, включающая Софийскую и Торговую стороны, а также кремль. Композиция содержит множество построек, при этом некоторые поддаются опознанию.

К панораме Новгорода, изображённой Николаасом Витсеном, его соотечественник Питер ван дер Аа добавил фигуры людей и тревожное небо. Из книги д. и. н. А.Н. Кирпичникова «Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николааса Витсена»

Выявляются неизвестные подробности. Это относится к укреплениям, храмам, монастырям и другим сооружениям. Видны: мост через Волхов, пристроенный к кремлю со стороны Волхова Тайничный городок — специальное деревянное укрепление с башнями для взятия воды, а на Торговой стороне — каменная четырех-

угольная воротная башня с ярусом навесного с зубцами верхнего боя. Об облике этого последнего сооружения, которое соотносится со Славенской башней, мы до сих пор не знали. Сопоставление увиденного Витсеном в Новгороде с данными письменных источников и натурой показывает, что многие здания, включая как сохранившиеся, так и позже перестроенные, были зафиксированы примерно в том виде, как они выглядели в 1650–1660-е гг.».

Теги: история, Новгород, НГОМЗ