Пятница, 27 декабря 2024

Василий Дубовский

«Магда» на ходу

Говорят, что «Магда» – кинозвезда. И где же тогда её красная дорожка?

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

В областном центре продаётся бронетранспортёр вместимостью 12 немцев

Стоит себе на Центральном рынке «ганомаг» SdКfz 251 Аusf-С. Восстановленная копия немецкой боевой машины времён Второй мировой войны с элементами оригинальных запчастей, как сообщает её владелец на популярном ресурсе покупок и продаж. Давно уже стоит — говорят, больше года. Как обычная иномарка. Никому особо не мешает. Пить и есть не просит. Не каждый даже заметит — серую такую. Но послушайте, неужели так и должно быть? 

— Я против, чтобы вы о ней писали! — это первое, что сказал мне хозяин. 

У него — магазинчик напротив бэтээра. На магазинчике — номер телефона. 

То есть это вообще не моё дело, что и у кого стоит на его территории — собственной или арендуемой. Да хоть что! Сомнению в уместности не подлежит. 

— И не надо подводить это под СВО, — предупредительно заметил собеседник. 

«О-о-о-о-очень дорого!»

Ну да, БТР а-ля вермахт, припаркованный на Центральном (обратите внимание на это слово) рынке, когда Германия шлёт на Украину «леопарды», — это ни в коем случае не повод для вопросов. Здесь же ни крестов, ни свастики, ни оружия. В чём проблема? В музеях такое должно стоять? Это ваше личное мнение. А почему тогда не стоит? Со слов предпринимателя и любителя истории, он как раз и восполняет пробел, экспонируя образец военной техники. «Люди смотрят, фотографируются». Никаких препятствий. Кроме просьбы: «ACHTUNG!!! Детей на машину не ставить!!! Ногами не залезать!!!» «Фрау Магда» — ласковое имя машины — занимается ещё и нашим воспитанием. 

Замечательно, и всё-таки это — не музей одной машины. Ничто так не опошляет идею, как ценник. Платите, и «ужe завтрa эта мaшинa мoжет cтоять нa лужайке вашeгo частного домa или музея!» и «ваши соседи будут биться в агонии от зависти». Немного жутко. Я про зависть. 

«Родная броня была продана за границу и о-о-о-о-очень дорого», — откровенничает автор развёрнутого объявления. Остались лишь некие оригинальные детали, остальное — новодел, а «движок и коробка от ГАЗ-66». Иными словами, речь идёт о макете, реплике, правдоподобной только с виду. 

Кстати, это ничуть не мешало «Магде» сниматься в кино. Отличная фильмография: «Блокада», «Ржев», «Праведник». Ну и военно-исторические реконструкции — тоже часть её биографии.

Из любви к искусству

Организатор фестивалей «Забытый подвиг» в Тёсово-Нетыльском Павел ЖЕЛТОВ это подтверждает. 

— Существует определённый дефицит военной техники вообще, — говорит он, — и техники противника в Великой Отечественной войне в особенности. Закон не запрещает демонстрировать её в культурно-образовательных целях. Иначе как показать, сколь сильный враг был побеждён? 

Знаком с «ганомагами» и исторический консультант в кино, театре и на ТВ Андрей МАЛОВ-ГРА:

— Сейчас только на «Мосфильме» есть три машины этой марки. А в основном техника аккумулируется на «ВоенФильме». Я думаю, что кино более или менее обеспечено. Хотя проблема существовала всегда. Когда снимался сериал «Освобождение», в роли немецких танков выступали наши Т-55 с картонными башнями для маскировки. 

Историческая реконструкция сродни и кино, и театру. Не случайно многие реконструкторы становятся актёрами массовых сцен. И что бы ни говорили о нездоровой любви части из них к чужим образцам формы, оружия и техники, это прежде всего — познание истории. Многие реконструкторы сейчас на СВО. А в Москве недавно демонстрировалась западная военная техника, добытая нашими защитниками уже в нынешнее время. 

Как бы там ни было, не стоит упрощать, вешать ярлыки. Согласен с уважаемыми экспертами. Почему нельзя симпатизировать немецкой машине? Из любви к искусству — ну какой-нибудь там трансмиссии. Но я вот не смог бы назвать бронетранспортёр фирмы «Нanomag» легендарным, сообщая, что в большинстве своём эти машины применялись на Восточном фронте. И в любом случае предпочёл бы, чтобы «фрау» служили нашему просвещению не на рыночной, а на музейной площадке. 

Почувствуйте разницу

В 2021 году поисковый отряд «Находка» поднял со дна Волхова немецкий армейский тягач Sd.Kfz.8. Искали вовсе не его, ожидая, что в реке лежит советский танк — легендарный (да!) Т-34. Но, обследовав дно, поняли, что там — германская редкость. 

Полугусеничный тягач оказался в удовлетворительном состоянии — его можно было реставрировать. Вы спросите, где он сейчас? 

Насколько нам известно — в одном из музеев столицы. Благодаря чему в нашу область поступили два танка — Т-60 и Т-70. Базируются они в Демянске, где создаётся военный музей. Недавно принимали участие в параде в областном центре. Эти модели танков участвовали в освобождении Новгорода. Что касается немецкого тягача, то гордости он нам не прибавил бы, а восстановление стоило бы больших денег (не наши же запчасти). В такой ситуации «обмен трофеями» с Москвой стал вполне рациональным, общественно значимым решением. 

В никаком году

В случае же с «Фрау Магдой» всё замыкается на сугубо частном интересе — лужайке, стоянке и т. д. Хотя, с точки зрения закона, каких-либо нарушений в происходящем нет. Во всяком случае, так полагает новгородский юрист Константин ДЕМИДОВ: 

— БТР — это техника, которая не допущена к движению по дорогам общего пользования, не регистрируется в ГИБДД, не может получить государственный номерной знак. Но она не относится к предметам, которые запрещены к обороту или ограничены в нём, поэтому может быть объектом купли-продажи как обычное движимое имущество. 

Возникает, однако, вопрос, а законным ли способом получено право собственности на технику, оставшуюся в нашей земле (или воде), чтобы законно теперь её продавать? На что, впрочем, есть простой ответ: а поди-ка докажи! Хотя объективно по действующему законодательству собственником военного трофея должно быть государство. Именно у него — право первой руки. 

Понятно, что такая норма едва ли могла укорениться в 1990-е. В те годы масса раритетной техники оказалась за рубежом. Рассказывают даже про самолёт Як-1, поднятый в нашей области, но «улетевший» потом в Канаду. А это значит, что таможня «дала добро». Только ныне на дворе уже вроде как 2020-е…

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, кандидат исторических наук, председатель правления НОЛД:

— С моей точки зрения, произвольная демонстрация немецкого бронетранспортёра в общественном месте — явление аномальное. Не будучи объектом музейной экспозиции, что он символизирует и обозначает? О чём будет картинка, которую унесут в своих глазах дети? С таким же успехом можно представить себе на рынке немецкий танк. Да пусть бы это был и наш Т-34, возникла бы другая коллизия, но и ему там — не место. Тем более в качестве объекта продажи. Нехорошая история получается, я бы сказал, с душком.