Суббота, 05 октября 2024

Анна Мельникова

Ненаписанное путешествие

Новые издания НГОМЗ расскажут, как Пушкин относился к Новгороду.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Каким был Новгород для Пушкина

Известно, что активно путешествуя между Петербургом и Москвой и обратно, Александр Пушкин останавливался в Новгороде. Его пребывание было недолгим: переночевать — и в дорогу. Лишь однажды он задержался в губернском городе на двое суток.

Как же Пушкин воспринимал Новгород? Об этом — книга кандидата филологических наук Ирины АБРАМОВСКОЙ «Пушкин и Новгород. Ненаписанное путешествие». Презентация научно-

популярного издания состоялась в Новгородском музее-заповеднике накануне празднования 225-летия со дня рождения великого русского поэта.

Эта книга о Пушкине, в течение всей жизни «познававшего» Новгород, содержит три главы. В первой речь идёт о происхождении рода Пушкиных. Вторая включает в себя четыре «новгородских сюжета», интересовавших Пушкина в разное время творческой активности. Это — его поэма «Монах», в основе которой популярная история святителя Иоанна Новгородского, запершего крестным знамением в рукомойнике беса, «Песнь о вещем Олеге», набросок одной песни поэмы «Вадим», где использована легенда о Вадиме Новгородском, а также рецензия на трагедию Погодина «Марфа, Посадница Новгородская». Третья глава посвящена «ненаписанному» путешествию Пушкина. Как призналась Ирина Абрамовская, она оказалась самой сложной и интригующей:

— Новгород для Пушкина в первую очередь был «началом» истории России и истории его рода, древнейшим культурно-историческим центром. Желание ощутить себя частью своего рода заставило Пушкина выстроить генеалогическое древо, в основании которого стоял Ратша, пришедший «из немцев» в Новгород.

Также Ирина Абрамовская отмечает: каким было представление Пушкина о Новгороде можно понять после знакомства с его письмами, в которых он размышляет о неумолимом движении истории, губительном для «маленьких людей» и независимых городов, таких как Новгород, заслуживший звание Великого. И между тем Новгород не привлекал Пушкина. Почему?

— Чаще не столько место притягивало его к себе, сколько его обитатели, — отметила автор. — Так сложилось, что в Новгороде у поэта не было ни одного близкого человека, ему не к кому было пойти, не с кем обсудить литературные новости, просто поболтать.

Готовиться к юбилею Пушкина музей-заповедник начал год назад. Помимо инициирования выпуска нескольких печатных изданий он подготовил выставку «Читаем Пушкина».

В её основе — коллекция художественных работ Пушкинианы. Так, сейчас в Музее изобразительных искусств можно увидеть 47 иллюстраций художника-графика Владимира Фаворского к «Маленьким трагедиям», «Домику в Коломне», которые были приобретены в начале 1980-х годов у его наследников.

Фонд музея значительно пополнился рисунками на пушкинскую тему после выставки петербургских художников, состоявшейся в 1999 году, когда в России широко отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича. После её завершения 11 авторов передали в дар музею более 80 своих работ. Среди них были и рисунки художницы Ирины Черновой-

Дяткиной. Спустя четверть века они стали иллюстрациями к томику стихов Пушкина «Я помню чудное мгновенье», подготовленному совместно с издательством «Проспект».

— Благодаря этой книге иллюстрации художницы обрели вторую жизнь. К сожалению, её с нами нет. Она ушла из жизни в 2006 году, — рассказала на презентации ведущий научный сотрудник музея-заповедника кандидат искусствоведения Татьяна ВОЛОДИНА, написавшая статью к изданию. — Стояла сложная задача — необходимо было иллюстрации Ирины Львовны, посвящённые лицейскому периоду Пушкина, соотнести с текстами самых известных стихов поэта, появившихся позднее. Я боялась, что будет нарушен замысел художника. Но издательство тонко и чутко подошло к решению этой проблемы. И в результате рисунки и пушкинские строки живут и дышат вместе.

Теги: Пушкин, Новгород, история, музей-заповедник