Первая книга о культуре и искусстве новгородских старообрядцев
«Старины ревностные любители» — так называлась выставка, прошедшая в 2020 году в Новгородском музее-заповеднике и посвящённая 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Теперь так называется и книга. Почему бы не дать такой заголовок и этому материалу, ведь Бог троицу любит.
И у выставки, и у книги один и тот же автор — Илья МЕЛЬНИКОВ, заместитель директора Новгородского музея-заповедника по науке, клирошанин старообрядческой поморской общины. Можно сказать, выступил первопроходцем. Нет, старообрядчество как явление, конечно, изучали, работы публиковали. По Москве, по Санкт-Петербургу, по Северу, по Прибалтике. По Новгороду — вот только сейчас.
Притом что Новгородчина — родина беспоповского староверия, первые учителя которого «полагали, что преемство священнического рукоположения пресеклось». И «это учение было провозглашено на прошедших в 1692 и 1694 годах новгородских старообрядческих соборах», где «руководящую роль играл бывший дьячок Крестецкого яма Феодосий Васильев». Автор также рассказывает нам, что Феодосий с последователями, бежав от гонений за польский рубеж, дал начало старообрядческим поселениям в Прибалтике.
В отношении государства к староверам были и приливы, и отливы. Например, при Александре I по всей губернии строились новые моленные, а при Николае I ревнители древнего благочестия вновь попали в «неправильные православные». Особую официальную тревогу вызывало их количество. Чиновник по особым поручениям при МВД Арсеньев, занимавшийся в 1853–1854 годах «счислением раскольников», обнаружил, что их в Новгородской губернии в разы больше, чем показывала статистика. Он насчитал около 68 тысяч староверов, что составляло порядка 11% населения.
Примерно в тот же период времени из старообрядческих общин активно изымались древние образа и книги (кстати, часть этих предметов ныне хранится в собрании Новгородского музея-заповедника). Среди обладателей особенно богатых коллекций автор называет Старорусский старообрядческий монастырь. В наши дни само сочетание этих слов — «старообрядчество» и «монастырь» кого-то может удивить. Не будем забывать, что знакомая нам видимая часть старообрядческой культуры, включая их строения (моленные), формировалась в условиях запретов, официально снятых лишь Указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году. Сами же старообрядцы никогда не отказывались от православного наследия до реформ патриарха Никона. Опять же, как сообщает нам Илья Мельников, в XIX — начале XX века Новгород был центром паломничеств к древнерусским святыням, в которых активно участвовали староверы. Их иконописцы писали образа «под Новгород». В книге есть отдельная глава — «Новгород в культурной традиции старообрядчества».
Литература, иконы (включая сугубо старообрядческую меднолитую пластику), певческие традиции, народное искусство — тема подана широко. Если в тексте автор использует и свои прежние наработки (статьи, выходившие в специализированных изданиях), то иллюстрации читатель увидит впервые. Это материалы из фондов музея-заповедника, Новгородской и Крестецкой старообрядческих общин, государственных и частных архивов, а также из собрания самого автора. Фотографии, рисунки, даже чертежи (планы строений), предметы богослужебного назначения и быта. И, конечно же, люди. Если рассматривать каждое фото в отдельности, можно совершенно не предположить какой-то инаковости, но все вместе они — та особая часть нашего народа, которая на протяжении столетий, невзирая ни на какие внешние неблагоприятные обстоятельства, хранила свои веру и обычаи.
Издание осуществлено при участии Новгородского музея-заповедника и Крестецкой общины Древлеправославной Поморской Церкви при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
— Илья Андреевич, в аннотации к книге сказано, что многие материалы публикуются впервые. А многого ли в ней нет?
— Вообще, старообрядчество хорошо задокументировано. Масса материала хранится в фондах музея. Это наследие я пока освоил менее чем на половину, наверное. Хотя занимаюсь старообрядческой темой с самого начала своей исследовательской деятельности. Есть, конечно, и такие лакуны, где просто недостаёт информации. Например, очень мало материала по старообрядческому иконописанию в Новгородской губернии. Хотя то, что связано с мастерскими в Сольцах и Тихвине, в книге вводится в оборот и, можно сказать, впервые.
— Почему Новгороду не везло на счет исследовательского интереса?
— Не то чтобы совсем… В начале 2000-х вышла книга Татьяны Воскресенской, посвящённая старообрядческой этнографии. Но это, в общем-то, и всё. Так вот сложилось. Есть ведь сила инерции, идти проторённым путём всегда легче. Я — новгородец, мне, конечно, хотелось по возможности этот интерес приподнять.
— По справедливости?
— А как рассматривать историю старообрядчества без нас? Наверное, нашим единоверцам — я имею в виду и тех, кто сейчас за границей, — стоило бы знать, что у многих из них могут быть предки из Новгорода или Пскова, основывавшие поселения в иных землях с конца XVII века. Это даже в фамилиях прослеживается. Например, в белорусских. Откуда там Мстёнок?
— С берегов Мсты, вестимо.
— Семейное предание так и гласит. К слову, исход староверов из Новгорода недостаточно изучен. Вот эту бы работу сделать!
— Для начала неплохо бы допечатать вашу вышедшую книгу. Уж очень скромный тираж.
— Насколько позволяли средства. Грант ведь был выделен не только на печатное издание. А интерес есть — люди постоянно спрашивают книгу. Но её нет, разошлась моментально. Хочу успокоить интересующихся — осенью планируется напечатать ещё 2000 экземпляров. Вы знаете, для меня стало открытием, как много в Новгороде людей, имеющих с той или иной степенью удалённости предков-старообрядцев. Так бывает: человек прочитал книгу, и захотелось узнать побольше о своих корнях.
Как исследователь я беспристрастен. А как старообрядец… Конечно, мне всё это близко и интересно. Но ведь за любую работу нужно приниматься с душой. Глаза должны гореть! И тогда можно надеяться, что у тебя что-то получится. Я убеждён, что старообрядчество — это то, что нельзя замалчивать, что должно изучаться. А жить мы все должны мирно и хорошо.