Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Часы от Адама

«Рождения моего до сюда бяше лет 26…»

Как понемногу создаётся город и делается большим, так и знание понемногу растёт.

«Учение о числах», Кирик Новгородец, 1136 год.

Друзья, счёт любят не только деньги. Об этом хорошо знал Кирик Новгородец — книжник, мыслитель, учёный, математик, летоисчислитель. Возможно, на днях у него был день рождения, 914-й уже. Ведь 28 июля, в День Крещения Руси, Церковь поминала святого мученика Кирика. И если наш учёный монах из XII века при рождении был наречён по святцам…

В нём соединились цифра и буква. До нашего времени дошли два его труда — «Учение о числах» и «Вопрошание Кириково» (сочинение, в котором на вопросы отвечает архиепископ Нифонт).

По совпадению он написал своё «Учение о числах» в год изгнания князя Всеволода Мстиславича (1136), когда в Новгороде утвердилась боярская республика. Первые русские республика и математик — это красиво. Да вот Кирик указал, что написал свой труд в царствование Иоанна II Комнина (византийский император) и в первый год княжения Святослава Ольговича. И ни слова про посадника.

Числолюбцам и риторам

Христианин и монах Кирик исходил из того, что «Бог изначально сотворил небо и землю и всю видимую тварь, с той поры до настоящего времени 6644 года» (то есть 1136 в современном летоисчислении). Он перевёл годы в дни, а дни — в часы. Получилось, что «от Адама в том же количестве лет 29 120 652 часа (кроме ночных)». Он оперирует такими понятиями, как индикт, солнечный и лунный круги, и производит с ними расчёты, показывает, как определить Пасху.

«В «Учении о числах» Кирик продемонстрировал математические знания высшего для своей эпохи уровня. До появления «Учения» в цифровых алфавитах Древней Руси применялось только обозначение десятков и сотен тысяч. Кирик же оперировал миллионными и десятимиллионными разрядами цифр. Новые числовые ряды в своём тексте он назвал «несведи» (то есть несчитаемые, имея в виду отсутствие практики употребления таких чисел в его время)». В.В. Мильков, Р.А. Симонов, «Наследие Кирика Новгородца (к 900-летию древнерусского учёного и мыслителя)».

По мнению исследователей, Кирик в своих вычислениях использовал наглядно-механическое счётное приспособление типа абака. Этот прототип «счётной машины» был известен не только Древнему Востоку и Европе, но и, как выясняется, средневековой Руси.

Ну а основным его инструментарием, естественно, являлся собственный пытливый ум. Признано, что «Учение» Кирика отличают оригинальность, ясность и точность. В наше время проводилась реконструкция вычисления Пасхи 1136 года. Получился тот же день — 21 марта.

Кем он был?

Биографические подсказки личного характера существуют лишь в самом тексте «Учения». Кирик назвал свой возраст: «Рождения моего до сюда бяше лет 26, а месяцев 312, а недель 1300, а дней 9500, без три дни, а часов 113 960 и столько же ночных». Указал он и то, что является монахом и доместиком (руководителем хора, регентом) в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Основанный Антонием Римлянином в 1106 году монастырь отличался учёностью, европейскостью (первые насельники были переселенцами) и независимостью. Отсюда — представление о Кирике как о талантливом новгородском юноше, замеченном и обученном в этой обители.

Кем бы ни были учителя, «Учение о числах» — труд удивительный. Независимо от воли самого автора он его возвышает. Конечно, можно предполагать, что в современном Кирику Новгороде были люди, с которыми он мог обсуждать на равных вопросы любой сложности, но их труды до нас не дошли. Полный текст «Учения» был опубликован лишь в 1828 году. Евгений Болховитинов, новгородский митрополит, обнаружил его в библиотеке Софийского собора. Так что всё возможно. Но вот в чём проблема: ничего подобного вычислениям Кирика не было на Руси ни до него, ни долго-долго после.

В «Учении» как данность приводится поновление стихий — земли, моря и воды (через каждые 40, 60 и 70 лет соответственно). Это-то как он мог сосчитать? Рэм Симонов полагал, что здесь мы имеем дело с математической интуицией Кирика, предварительным подходом к разработке метода волн (циклов) нашего выдающегося соотечественника Н.Д. Кондратьева (1892–1938).

Студенты Новгородского университета предложили назвать строящуюся около ИНТЦ «Валдай» набережную в Великом Новгороде именем Кирика Новгородца. Губернатор Андрей Никитин и мэр Александр Розбаум идею одобрили. Вопрос о названии для новой набережной будет вынесен на общественное обсуждение.

Берите, но меньше

Другой текст Кирика — «Вопрошание» — не имеет столь точной датировки. Его относят к 1140–1150 годам. Это источник богословского, нравственно-этического содержания.

Нет сведений, какую должность Кирик, уйдя из монастыря, занимал при дворе архиепископа Нифонта. Однако независимость и острота вопросов говорят нам о том, что он должен был иметь определённый авторитет.

Несмотря на то что Кирик был свидетелем строительства многих новгородских храмов, в повседневной жизни он наблюдал пережитки язычества, двоеверие и поступки, далёкие от христианских идеалов. Не будем забывать, что он сам как иеромонах исповедовал людей.

Помнить надо и о том, что наши современные понятия весьма далеки от XII века.

«А ещё я прочитал, — вопрошал Кирик, — что если в воскресенье, субботу или пятницу ляжет человек с женой, и зачнет она дитя, то ребёнок будет либо вором, либо блудником, либо разбойником, либо трусом, а родителям — епитимья два года».

«А такие книги, — сказал Нифонт, — нужно сжечь». Чего проще — владыка боролся с суевериями. Однако для понимания нужен контекст.

Нифонт, судя по его ответам, не требовал от паствы совсем уж невозможного. Вот что он говорил про «лихву» (проценты сверх суммы, данной в долг). «Если это поп, то скажи ему: «Не следует тебе служить, пока того не оставишь». Мирянам надо бы говорить то же, но если они не могут (!) отказаться от «лихвы», «то скажи им: «Будьте милосердны! Берите немного: если по пять кун дал, то возьми сверх того три куны или четыре».

Довольно неожиданным представляется вопрос про грамоты: «Нет ли в том греха, если по грамотам будут ходить ногами?» «Если кто, изрезав их, выбросит, а слова будет знать, то нет беды». Здесь мы видим, сколь высоко ценил букву и слово Кирик. И вполне рациональный подход владыки. И то и другое нам сегодняшним должно нравиться. Особенно археологам. Если новгородцы стали бы не попирать, а, скажем, сжигать свои письма на бересте, то что бы тогда наша историческая наука вычитала в культурном слое?

«Вопрошание» было довольно популярным текстом на Руси, было включено в Кормчие книги. В Европе познакомились с сочинением Кирика в XVI веке благодаря Сигизмунду Герберштейну.

Известно, что ещё к 800-летию Кирика Новгородца предлагалось создать ему памятник. В виде издания его творений. Работа по изучению его наследия активизировалась накануне 900-летия. До настоящего времени НовГУ и Институтом философии РАН выпущены четыре тома серии «Кирик Новгородец и древнерусская культура», готовится пятый. А вот памятник в буквальном смысле этого слова поставлен не был. По разным причинам, включая денежную, дальше проекта дело не продвинулось. Кстати, установить его предполагалось на территории университета, в бывшем Антониевом монастыре. Впереди, конечно, ещё более убедительная дата — 1000-летие. Но надо ли ждать так долго?

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Светлана КОВАРСКАЯ, директор Научно-образовательного центра ИГУМ НовГУ с 1998 по 2021 годы:

— Снова и снова погружаясь в тексты Кирика Новгородца, понимаешь, насколько глубок и образован был этот человек. На мой взгляд, неверно представлять его одиночкой, не имевшим себе равных и вынужденным даже маскировать свою исключительность. В том же Антониевом монастыре был Савва, был Илья… Безусловно, многое в судьбе Кирика лежит в области гипотез. Наши кириковеды склоняются к мысли, что по своему происхождению он действительно новгородец. Почему мы должны думать, что своим образованием он всецело обязан европейскости Антониева монастыря? Он вполне мог быть и выпускником школы, основанной в XI столетии Ярославом. Ему близки те морально-этические проблемы, которые он ставит в своём «Вопрошании». Он переживает за своих земляков, видя, как зачастую далеки они от христианского идеала. Зачем это было бы чужаку? В любом случае мы должны продолжать изучать наследие Кирика Новгородца. Это же наша гордость! Рукописи не горят, и, я надеюсь, что, может быть, где-то в архивах и библиотеках могут ещё пылиться неизвестные труды великих мыслителей и учёных прошлого.

Теги: Кирик Новгородец, Великий Новгород