70 лет назад в Новгороде ввели в эксплуатацию мост Александра Невского. Официально это произошло 16 ноября 1954 года. Но история проектирования моста и его строительства не менее монументальна, чем само сооружение.
Как Фёдоровский ручей превратился в улицу
В летописи 1105 года ручей упоминается как Плотницкий. Он соединял Тарасовец (ручей рукотворного происхождения как часть городской оборонительной системы) и реку Волхов. Главной приметой места была церковь Фёдора Стратилата на Ручью, построенная в 1360–1361 годы на месте каменного храма, – как предполагают археологи, Фёдора Тирона, 1115 года. Всё это в итоге и сформировало сегодняшний, всем нам знакомый топоним Фёдоровский ручей.
До Великой Отечественной войны автодорога Ленинград – Москва проходила через центр Новгорода. В 1944 году отступающие из города немецкие войска взорвали единственный в городе мост, соединявший берега Волхова. Как временный вариант вместо него была перекинута понтонная переправа, а затем построен деревянный мост от улицы Розважа (левый берег) к месту слияния Фёдоровского ручья и Волхова.
В 1950 году было принято решение о строительстве здесь капитального автомобильного моста с выходом магистрали на московское направление к Синему мосту. Но для реализации такого инженерного плана требовалось засыпать Фёдоровский ручей. Что и было сделано в течение 1952–1954 годов.
Бывший председатель горисполкома (1967–1972 годы), заслуженный строитель РФ, почётный гражданин Великого Новгорода Евгений Владимирович АНДРЕЕВ вспоминает:
— В Новгород я приехал в 1955 году, после окончания вуза. На тот момент уже активно велось строительство моста через Волхов, а Фёдоровский ручей был засыпан и стал улицей. Работы выполняли военные строители. Знаю, что в районе деревни Радиваново было найдено месторождение песка, его и использовали для заполнения Фёдоровского ручья и формирования дорожного полотна появившейся улицы. А название её оставили прежним — Фёдоровский ручей.
18 апреля 1961 года, сразу после первого полёта советского человека в космос, решением Новгородского горисполкома улицу переименовали в проспект Гагарина, а спустя три десятилетия, в 1991 году, городские власти вернули прежнее название.
Демонстранты с красными флагами
История первого в послевоенном Новгороде каменно-бетонного моста примечательна тем, что открывали его фактически дважды.
Октябрь 1954 года. Горожане все в ожидании открытия нового моста. Официально он ещё не был сдан госкомиссии, но уже вовсю «работал»: по нему проезжали грузовики со стройматериалами для важнейших объектов города, спешили рабочие и служащие, которые, к слову, могли перейти Волхов и по неразобранному ещё наплавному мосту, но, конечно же, предпочитали по новому, красивому.
А в праздничную дату Великой Октябрьской социалистической революции — 7 ноября 1954 года — с Торговой стороны к Новгородскому кремлю, где проходили тогда все массовые мероприятия, по новому мосту торжественно прошла организованная колонна демонстрантов.
— Таким образом, новгородцы, выходит, сами его открыли, без перерезания красной ленточки и торжественных речей. Правда, за эту инициативу кое-кому пришлось поплатиться. Об этом мне рассказал в своё время известный новгородский строитель, почётный гражданин города Николай Георгиевич Тейс, — вспоминает Евгений Андреев.
На Торговой стороне тогда располагалось несколько крупных и важных для города организаций: «Новгородстрой», «Новгородпромпищеторг», школа № 4 и другие. И вот в День Великой Октябрьской социалистической революции их коллективы во главе с директором одного из предприятий единой колонной прошли по мосту.
— Вначале их даже пытались остановить, мол, этот объект ещё не принят. Но в руках у демонстрантов развевались красные флаги — главный символ страны Советов. «Не пущать» никто не отважился. Зато потом, после праздника, для разбора ситуации срочно было собрано бюро горкома партии. Руководителям, которые возглавляли колонну, вроде даже выговор по партийной линии был вынесен, наказание получил и работник горкома партии, отвечавший за проведение демонстрации. Главный довод звучал так: мост не сдан комиссии, а вдруг что-то случилось бы, всё-таки шла масса людей. Хотя все прекрасно понимали, что грузовики с бетоном и кирпичом уже многократно проверили прочность переправы, а тут лишь колонна демонстрантов, — рассказывает Евгений Владимирович.
Историческое и насущное
Официальное открытие откладывать не стали. И уже 16 ноября 1954 года госкомиссия по всем правилам приняла в эксплуатацию первый в послевоенном городе трёхпролётный, возведённый на бетонных быках мост. Мостостроителям поставили оценку «отлично». Город получил прямой выход на Московское шоссе, минуя кремль и архитектурный ансамбль Ярославова дворища. Длина моста — 279,36 метра, ширина проезжей части составила 12 метров, ширина тротуаров — 2,3 метра.
Примечательно, что по генплану послевоенного восстановления Новгорода намечалось строительство автомобильного моста на традиционном месте – от Детинца к Ярославову дворищу. В 1944 году для обеспечения скорейшей транспортной коммуникации через Волхов здесь был наведён временный понтонный мост, который шёл от Владимирской башни кремля к улице Большевиков (позднее — улица Бояна). Но уже разработанный проект отклонили, так как место «зарезервировали» для пешеходной переправы — она в перспективе должна была связать исторические части города.
Проект нового моста через Волхов разрабатывался в Ленинградском отделении Центрального научно-исследовательского института «Проектстальконструкция». Автор — сотрудник Ленинградского филиала Государственного дорожного научно-исследовательского института В.В. Павлушков.
Декоративные элементы, которыми украшен мост, появились благодаря главному архитектору Новгорода Людмиле Васильевне Ефановой. Она и придумала формы элементов декора для ограды: древнерусские шлемы и военная атрибутика чередуются с флагами и звёздами, а при въезде на мост возвышаются на знаменитых узнаваемых стелах чугунные вазоны в античном стиле.
Имя князя Александра Невского мосту было присвоено в 1978 году по одноимённой правобережной набережной, к тому времени уже полностью обустроенной.
В 2013 году был выполнен масштабный капитальный ремонт моста. А в 2022 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» — комплексный ремонт, включая его стелы. Автомобильная переправа через Волхов по праву считается одной из достопримечательностей современного Великого Новгорода.
Автор Светлана Лебедева