Среда, 20 ноября 2024

Василий Дубовский

Горшок с зубами

Екатерина Борисевич: «Можно перевернуть горшок, но не факты».

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

В конце сентября, исследуя берег Волхова неподалёку от Юрьева монастыря на месте предполагаемой неолитической стоянки, археологи НовГУ обнаружили керамический горшок, который предварительно был датирован IV тысячелетием до нашей эры. Об уникальной находке «НВ» рассказывали в материале «Визит в неолит» (номер от 2 октября 2024 года). «Есть новости!» — спустя полтора месяца автор был приглашён в лабораторию университетского Центра археологических исследований.

— И зачем вы его разломали? — с неолитической прямотой поинтересовался я.

— Да ладно вам, — улыбнулась Екатерина БОРИСЕВИЧ, руководитель университетского археологического отряда. — На самом деле мы нежно его любим и до сих пор пребываем от него в восторге.

Хотя, по словам реставратора Елены ПШЕНИЧНОВОЙ, вымывать из него глину, пусть и в шесть рук, — «это было чудовищно». А её не просто вымывали — старались извлечь любую мелочь, представляющую научный интерес.

Целостность горшка оказалась обманчивой: он держал форму благодаря глине, которой был заполнен, а при её извлечении рассыпался на фрагменты.

Сам собою отпал вопрос: чего это древние люди взяли и выбросили хорошую вещь? На днях тщательно очищенные фрагменты были склеены.

Как вам узор эпохи неолита? Слева — фрагмент керамики, найденной археологами в этом году, а справа — из коллекции В.С. Передольского, исследовавшего урочище Коломцы в 1880-е годы. Фото предоставлено Центром археологических исследований НовГУ

Авторский взгляд

При реставрации во всех подробностях открылся орнамент. Поверхность горшка испещрена наколами, наносившимися специальной палочкой. Их обилие в придонной части — это, возможно, технология. Так снимали напряжение с материала, постоянно подвергавшегося температурному воздействию. Для прочности в формовочную массу добавляли дресву — гранитную крошку. В верхней части по окружности сосуд украшен ромбиками и зубчиками — в данном случае древние мастера уже пользовались штампиками. Зубчики, пожалуй, притягивают взгляд в особенности. Тут не надо обладать особой фантазией, чтобы увидеть очертания крепостных стен. У специалистов версий побольше, конечно.

— На греческий меандр чуть-чуть похоже, мне кажется, — сказала Елена Пшеничнова.

А меандр… Это такой «попсовый» античный узор. Очень распространённый. Правда, не сейчас. И вообще, это не он. В нашем случае то есть. А что?

Проект века

Самую смелую гипотезу выдвинул Интернет. В лице поклонников «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» — сочинения, относящегося к XVII веку, однако же ведущего историю славян и зарождения Русского государства на берегах Волхова от времён гораздо более древних, нежели Рюрик с его варягами. Новгороду — 6000 лет. Археологи нашли Словенск. Горшок — тому доказательство. Это люди ещё орнамента не видели. Зубчики стопудово расставят всё по местам.

— Очевидно же, что перед нами древний проект Новгородского кремля. Просто у них там в каменном веке ещё не было бумаги, поэтому на глине изображали, — заметил Валерий СЮБОРОВ, научный сотрудник НовГУ.

— Ничего не хотите добавить?

— Хочу. Это была шутка!

Екатерина Борисевич:

— У нас ещё возникла интерпретация, что зубцы — это нить ДНК. И, значит, Словенский кремль — он у нас просто в крови.

Знакомый почерк

Если серьёзно, то археологи видят в «своём» горшке сходство с керамикой эпохи неолита, образцы которой находили их предшественники. В первую очередь следует вспомнить краеведа Василия Передольского.

Писатель Виктор Смирнов в очерке из цикла «Лица новгородской истории» рассказывает об исследовании урочища Коломцы у истока Волхова: «Первый же сезон раскопок в 1880 году дал оглушительные результаты. Только после обследования поверхностного слоя Передольский собрал около двух тысяч различных предметов. Это были ямочно-гребенчатые сосуды с изображением птиц, наконечники стрел, кремневые ножи, скребки. А всего в течение нескольких сезонов в Коломцах были обнаружены десятки тысяч различных предметов эпохи неолита!»

Мало что из этого научного богатства уцелело до наших дней, но…

— Вот, посмотрите: почти копия! — Екатерина Борисевич показала мне изображение одной из находок из коллекции Передольского. — Отличие лишь в том, что вместо ромбиков и зубчиков — уточки и человечки.

Иными словами, недавняя находка и «горшок Передольского» — просто родня. Причём между урочищем Коломцы и местом, где закладывал шурфы отряд НовГУ, — всего несколько километров.

Несомненное сходство имеется и с керамикой, которую находила на стоянке Репище (это в Боровичском районе) известный археолог, специалист по неолиту Майя Зимина. Спросить бы комментарий у Майи Павловны, но, увы, в прошлом году в возрасте 87 лет она ушла из жизни.

Съедобное — несъедобное

Объективно у нынешних археологов есть преимущество — они опираются и на опыт предшественников, и на современные технологии. Ещё предстоит исследовать находки «из горшка» — уголь, рыбные косточки, растительные остатки. Да, туда ещё попали и инструменты — кремневые скребки. В общем, суп там зубодробительный. Но для науки все ингредиенты представляют интерес. Например, спорово-пыльцевой анализ может дать представление о палеоклиматической ситуации. Анализ на наличие изотопа цинка — это шанс узнать что-нибудь про диету человека из неолита.

Возможно, один найденный горшок не слишком изменит воображаемую картину: здесь были такие же заливные луга, как теперь. А жившие на этих берегах предки были такими же косматыми, как в очерке Виктора Смирнова. И занимались в основном тем, что ловили рыбу и кушали её. Но, может быть, наука добавит всё же неких неизвестных нам пока красок.

В любом случае «история одного горшка», какой она складывается, очень мотивирует археологов на раскопки в будущем году.