Четверг, 12 декабря 2024

Елена Кузьмина

Послание госпоже

Вместе с кладом монет в мошенской деревне Меглецы нашли чернильную берестяную грамоту

В продолжающемся археологическом сезоне в Новгородской области нашли настолько большое количество берестяных грамот — 57, что академик Российской академии наук, лингвист Алексей ГИППИУС посвятит им не одну, как обычно, а две лекции. Первая уже прошла в Москве в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» — её можно было слушать не только в аудитории, но и во время прямой трансляции в Интернете. Второе выступление состоялось 25 ноября.

Одной из главных сенсаций сезона стали берестяные грамоты, обнаруженные не в Великом Новгороде или Старой Руссе, а в сельской местности — деревне Меглецы Мошенского округа.

Такое в берестологии произошло впервые. История находки примечательна и по другой причине — бересту нашёл «чёрный» археолог вместе с кладом монет. 

— Новгородок, датируемых началом 70–80-х годов XV века, — рассказал Алексей Гиппиус. — Часть клада передали в Новгородский музей, и, пока происходила его передача, выяснилось, что вместе с монетами была береста. Удалось получить некоторые её клочки. Увы, автор находки обошёлся с ними совершенно варварски.

Оказалось, что береста, обнаруженная вместе с деньгами, — это фрагменты туеса, в котором хранились деньги. На них есть записи. Это долговой список, в нём фигурирует и слово «деньги». На другом берестяном фрагменте текст был написан чернилами, где в первой строке есть слово «осподарыни».

— Это слово встречается крайне редко, в грамотах его нет вообще, — пояснил Алексей Гиппиус. — Заканчивается текст словами «челом бью», то есть это челобитие. Мы можем реконструировать ситуацию. Очевидно, человек закопал не собственный клад, а деньги, принадлежавшие его госпоже, и вместе с монетами вложил долговую запись, потому что это тоже ценность — по ней можно получить деньги. Но, кроме того, он надписал туесок, начертав «берестяное послание» своей госпоже. Это замечательный комплекс, и можно только сетовать, что он обнаружен таким варварским способом.

Ещё одной найденной за пределами областного центра грамотой мы обязаны Пятницкому раскопу в Старой Руссе. Письмо обнаружили в слоях XII века и присвоили ему 59-й номер. Это фрагмент, окончание письма, в котором самым интересным словом стало — «ябедник». В тексте записано следующее: «послю на тя ябедника ис погона».

— Оно встречается не первый раз. Ябедник — это должностное лицо. Он фигурирует в грамотах как судебный исполнитель, которого посылают взыскать долги. Хочется представить ябедника с погонами, но всё-таки, конечно, это не так, — пошутил Алексей Гиппиус. — Потому что погон — это плата за проезд должностного лица, направляемого к должнику. Тот будет обязан, кроме долга, заплатить ещё и погоны ябеднику.

Больше всего берестяных находок археологи сделали на Троицком раскопе в Великом Новгороде — 41. Но не только он был источником таких документов. Ещё одну грамоту нашли в областном центре на Воздвиженском раскопе, 13 грамот — на территории медопивоваренного завода «Богемия» на Софийской набережной, по одной грамоте — на Иоанновском раскопе и в Первомайском переулке. О них мы обязательно расскажем в ближайших номерах «НВ».

Теги: Мошенское, Меглецы, археология, береста