В новгородской деревне Сырково прошла выставка, посвящённая одной из загадочных личностей XIX века
В Сыркове у стен Владимирского собора, там, где обозначена кенотафом могила православной подвижницы Веры Александровны, больше известной как Молчальница, прошла панихида по императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.
На заупокойной службе присутствовало человек 30. Сырковцев было немного. Люди приехали из Великого Новгорода, Чудова. Собравшихся на молитве сомнения не одолевали. Та, что прожила в молчании 21 год в Сырковом монастыре, почила и была в нём погребена, — не кто иная, как государыня Елизавета Алексеевна.
Панихиду по императрице в Сыркове устроили в связи с её днём рождения. Она появилась на свет 24 января 1779 года в немецком Карлсруэ, в семье Карла Людвига Баденского и Амалии Гессен-Дармштадтской. По одной из устойчивых легенд, её земной путь скоропостижно завершился не от болезни в городе Белёве Тульской губернии, а в монастыре недалеко от Новгорода. При этом она так и не открыла своего подлинного имени и происхождения.
Согласно этой версии, царица после смерти супруга тайно удалилась и стала сначала странницей, а потом, приняв обет молчания, — насельницей Сыркова монастыря.
В том, что именно так и произошло, уверены представительницы Российского военно-исторического общества, исследовательницы из Москвы Людмила Стародубцева и Ольга Дудникова. После богослужения они презентовали в местном доме культуры свою выставку «Её Величество Молчание», посвящённую отождествлению Елизаветы и Веры.
— Сначала у нас возник интерес к теме, связанной с Александром I. Но поскольку её невозможно было изучать отдельно от фигуры Елизаветы, то она тоже попала в поле нашего внимания, — поделилась Ольга Дудникова. — Обоснованием гипотезы о том, что Елизавета и Вера — одно и то же лицо, занимаемся с 2015 года, когда провели духовно-просветительский форум, приуроченный к 190-летию со дня кончины императора Александра I и 20-летию обретения мощей святого старца Фёдора Кузьмича, которого в народе почитают как императора, сымитировавшего собственную смерть и принявшего на себя духовный подвиг старчества. Нет прямых доказательств, но косвенных столько, что их достаточно для подтверждения нашей версии.
Например, есть следующие обстоятельства. По приказу Николая I гроб Елизаветы в Белёве запаяли и в Петербурге не вскрывали. Один из очевидцев событий рассказывал, что спустя некоторое время после похорон Елизаветы Алексеевны к нему вечером пришла странница и попросилась переночевать. С первого взгляда хозяева заметили, что странница — не простого рода. Её речь и манеры выдавали человека из высшего общества.
Веру Александровну, поскольку у неё не было паспорта, отправили в новгородскую тюрьму, а затем в Колмово в дом для душевнобольных. Об этом узнала известная благотворительница Юрьева монастыря Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которая и вызволила Веру из заключения. Скорее всего, она опекала Молчальницу до своей смерти в 1848 году.
Позднее, приняв обет молчания и живя в монастыре, на вопрос келейницы, кто она родом, Вера Александровна написала: «Я прах земли, но родители мои были так богаты, что я горстями выносила бедным золото, а крещена я на Белых Берегах».
Большинство посетителей обращались к Молчальнице с просьбой помолиться о них или близких людях, а та в свою очередь тоже просила помолиться за неё. Некоторые получали от Веры Александровны сухарики, которые она сушила из монастырского хлеба, особенно полюбившимся давала свои записочки с изречениями из Священного Писания. Молчальница предвидела свою смерть, сказав, что через год её гроб будет стоять на могиле. И действительно, ровно через год из Петербурга неизвестно кем на её могилу был прислан мраморный памятник в виде гроба.
Между тем стоит упомянуть и другие предположения, кем на самом деле была Вера Молчальница. Некоторые историки уверены: загадочной монахиней стала младшая дочь генерал-майора Буткевича — Вера. Он со скандалом развёлся с женой и бросил её на произвол судьбы с двумя дочерьми. К слову, старшая впоследствии вышла замуж за новгородского губернатора Елпидифора Зурова. Вместе с ним она похоронена в деревне Налючи Парфинского района. Её считают прототипом пушкинской Татьяны Лариной.
А граф Михаил Толстой, которого у себя в келье приняла Вера Молчальница, распознал в ней внебрачную дочь Павла I и его фаворитки Анны Лопухиной.
Привлекают во всей этой истории её необычность, таинственность и поучительный смысл. В ней каким-то удивительным образом переплелось сразу несколько образов исторических личностей, при этом она откликается в душе каждого, кто с ней хоть немного соприкоснулся.
Теги: Сырково, Вера Молчальница, выставка