В музее-заповеднике открылась выставка, посвящённая 50-летию находки гуслей Словиши
Почему это нужно видеть? Достаточно сказать, что музыкальный инструмент XI века, который уникален по каким угодно меркам – новгородским, российским, славянским, мировым, – демонстрируется спустя долгие годы.
Кем он был – тот, кто оставил на гуслях резную кириллическую надпись «СЛОВИША ѰЛЪ» (что означает «Словиша писал»)? Тем, кто только изготовил инструмент? Или ещё и тем, кто им владел и на нём играл?
Это имя пришло к нам с Троицкого раскопа. Как и многие другие имена. Но обычно они приходят с берестяными грамотами. А вот тут в порядке исключения – чисто музыкальный случай. Если бы не гусли, по месту обнаружения в культурном слое датируемые 70–80-ми годами XI века, то мы до сих пор не знали бы, что у древнего Новгорода был Словиша. А это имя так подходит и сказителю – слово же, и музыканту, и певцу – потому что соловушка. Хотя есть ещё одна версия: современные лингвисты считают, что это сокращение от какого-то двусоставного имени. Как, например, Слава — от Вячеслава.
Ещё два имени на открытии выставки были названы особо – Бориса Колчина и Владимира Поветкина. Гусли были найдены в виде обломков, разбросанных по средневековой усадьбе. И если историк и археолог Колчин вводил их в научный оборот, то реставратор Поветкин возвращал к жизни.
У гуслей уцелела важнейшая деталь – верхняя дека со струнодержателем. И всё же от Владимира Ивановича требовалось ни больше ни меньше самому стать мастером из древности. Понять его логику. Почему дека из дуба, а не из ели или клёна? Поветкин экспериментировал, моделировал и сделал вывод, «что древним мастерам приходилось регулировать тембр инструмента за счёт сочетания дерева, толщины верхней и нижней дек». Таких вопросов, как вот этот (я процитировал очерк Екатерины Фроловой «Заиграли гусли Словиши», 1990 г.), было Бог весть сколько.

Но ведь душа инструмента – его звук. С этим-то как быть? После реставрации последовали эксперименты по озвучиванию древнерусских гуслей. И, как следствие, – поиск образцов звучания. Сотрудничество с Лабораторией народного музыкального творчества Ленинградской консерватории, фольклорные экспедиции.
Словом, была глубочайшая проработка темы, но… «Свои первые гусли-самогуды Поветкин увидел и услышал во... сне. Под стук вагонных колес». А я слышал это от него самого. В 2007-м, когда он стал почётным гражданином Великого Новгорода и мне посчастливилось взять у него интервью («Помните, все мы – родные люди»). Ведь чудеса реставрации – это именно чудеса. И, наверное, об этом строки из стихотворения художника Владимира Шангурова «Гусляр»:
То ли ухо к земле приложил,
То ли сердцем Бояна услышал –
Ты всегда в этом городе жил,
Ты из русского племени вышел.
Владимир Иванович считал, что вокруг одних только гуслей Словиши можно было бы создать целый музей. В известном смысле моделью такого музея и стала экспозиция «Гусли Словиши. К 50-летию находки». Неспроста на открытии выставки прозвучало, что она многослойная, как новгородская земля. Главный экспонат помещён в широкий контекст – можно увидеть и другие находки лирообразных гуслей, датируемых XI–XIII веками. Кстати, в Новгороде их найдено больше, чем где-либо ещё, – 19. И большая часть коллекции из фондов НГОМЗ представлена сейчас на выставке. Экспозиция также знакомит нас с историей обретения гуслей Словиши. Например, фотографии из архива Института археологии РАН – план раскопа, пласт, фрагменты древнего струнного инструмента, найденного в 1975 году.

Антон КАМЕНСКИЙ:
– Как знать, если бы не гусли Словиши, может быть, и не было бы у нас музыкальной археологии и Центра музыкальных древностей. Для Владимира Ивановича Поветкина эта находка стала толчком для его творческих подвигов. Он воссоздал внешний облик гуслей XI века, использовав материал, который дал раскоп, и добавив изготовленные недостающие детали. Конечно, это были гусли не для игры, а для бережного хранения. Поэтому Владимир Иванович потом сделал копию и озвучил её. Специально для посетителей выставки мы тоже предлагаем свою реплику. Эту копию гуслей Словиши можно подержать в руках, можно с нею сфотографироваться и можно попробовать воспроизвести какой-нибудь наигрыш. А вдруг у вас получится взять ту самую древненовгородскую ноту?
Фото из архива Антона КАМЕНСКОГО
Важен, конечно же, и общий контекст – с другими открытиями, сделанными на раскопе. Так, жителей «усадьбы с гуслями» отличал довольно высокий социальный статус. Там была найдена замечательная грамота – на 800 граммов серебра. Имеется в виду долговая расписка.
А экспонаты, фотодокументы, видео- и аудиозаписи, предоставленные Центром музыкальных древностей В.И. Поветкина, знакомят с историей реставрации гуслей Словиши и создания экспериментальных моделей.
Кстати, об экспериментах. На выставке демонстрируется фильм, представляющий, как могли быть изготовлены гусли с использованием технологий XI века и как они могли звучать. Автор фильма – куратор проекта старший научный сотрудник НГОМЗ Антон Каменский. Интересно, что титры – на трёх языках. С русским и английским всё вроде как понятно. Ну, что это именно они. А вот третий… Польский, что ли? И мне тут же пришлось оправдывать своё предположение тем, что недостаточно вчитался.
– Это межславянский язык, – пояснил Антон. – Поймёт и болгарин, и серб, и поляк, и чех, и русский, естественно, тоже. Здорово увеличивает аудиторию. Проверено: я у себя в соцсетях иногда пользуюсь славянским эсперанто. Плюс ко всему это – объединяющий фактор. Что в наше время очень важно.
Не далее как в июне нас будет объединять историей и музыкой традиционный фестиваль «Словиша». Так что его участники тоже смогут впервые увидеть уникальный инструмент.
Вниманию музыкантов и любителей музыки «всея Руси»: выставка «Гусли Словиши. К 50-летию находки», открывшаяся в здании Присутственных мест, продлится до 22 сентября.
Теги: Новгород, гусли, Словиша, история, Владимир Поветкин, Борис Колчин, Антон Каменский